Rambler's Top100
Ека-мама
Форум "Форумы ека-мамы: все темы"   Форум "Обо всем на свете"   Форум "Хочу ребенка"   Форум "Беременность и роды"   Форум "Детки до года"   Форум "Детки от года до трех"   Форум "Дошколята"   Форум "Школьники"   Форум "Двойняшки"   Форум "Хозяюшка"   Форум "Родительское здоровье"   Форум "Телефон доверия"   Форум "Комиссионка"   Доска объявлений   Форум "Административный"   
Текущий пользователь
логин:

пароль:

войти как:


запомнить
Регистрация
Зачем регистрироваться?
Кто на сайте?
Общение
  Консультации
  Форумы
  Клуб ека-мамы
  Проекты Ека-мамочек
  Доска объявлений
  Детский лепет
Рубрики
  Свадьба
  Выбор имени ребенка
  Приметы и суеверия
  Пословицы и поговорки
  Справочники и отзывы
  Публикации на сайте
  Словарь беременности
  Календарь беременности
  Календарь развития ребенка
  Хозяюшка
  Гид родителя - потребителя
  Карта города
Информация на сайте
Я ищу:

все слова
хотя бы одно из слов
Раздел:
Тема:
Вид документа:

Поиск по форумам ека-мамы
Интерактив
  Забыли пароль?
  Письмо администратору

7ya.ru

В мире детских звуков…



Версия для печати


Как много занятных фраз можно услышать из уст ребёнка… Сколько потрясающих словечек он изобретает! Как он кричит! Что поёт! Всё это - удивительный и загадочный мир детских звуков… В.Набоков в своём романе "Лолита" пишет, что от детской игры воздух становится хрустальным… Давайте прислушаемся к детскому лепету… И поможет нам в этом профессор Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского Татьяна Ивановна Калужникова.

Два года назад вышла из печати монография Татьяны Ивановны под названием "Акустический текст ребёнка". Автор посвятила её своему 12-летнему внуку Мише. Эта книга - плод огромного двадцатилетнего труда. В ней рассказывается об истоках речи и музыки, о том, что влияет на звуковое самовыражение ребёнка в современном мире, о важности информации, которую несут в себе крики, гуление и лепет малыша…

"…Наш малыш растёт не по годам,
И уже читает по слогам…"

- Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, что такое детский лепет?

- Детский лепет - это один из видов звуковой деятельности ребёнка, её определённая форма. Лингвисты считают лепет стадией в развитии речи. Но я убеждена, что это ещё и стадия в развитии пения. В начальных формах звукового самовыражения речь и музыка неразделимы. Ранние вокализации детей - это прекрасный материал для исследования истоков речи и музыки.

- Кроме лепета, какие формы ещё существуют?

- С самого рождения ребёнок начинает кричать. Малыш издаёт отдельные звуки, сигнализируя о своем состоянии - боли, чувстве голода, холода и т.п. С 2,5-3 месяцев эти сигналы включают информацию не только биологического, но и социального характера: так ребёнок зовёт свою маму, просит есть, пить, радуется, грустит…

Примерно с 4-х до 6 месяцев появляется гуление - некое подобие пения. Обычно гуление звучит в ситуациях, когда малышу комфортно (состояние "тихой радости" - так я определяю это в своей книге). Иногда бурные проявления радости тоже связаны с гулениями, но самые роскошные вокализации такого рода рождаются в моменты, когда ребёнок спокоен. Для становления музыкальности, гуления имеют огромное значение: в них осваиваются разнообразные интонации, ребёнок развивает свой голосовой аппарат. Как правило, у детишек очень широкий диапазон голоса, недоступный взрослому (три октавы).

- А с чем это связано?

...из монографии "Акустический текст ребёнка"


"...После 1,5 лет в детскую лексику входят существительные, номинирующие звуковые явления, - музыка, голос, песенка... Семантика этих понятий, как и других слов детской автономной речи, во многом определяется ситуацией, что свидетельствует о неосвоенности детьми раннего возраста норм словоупотребления и в сфере языкового отражения музыкальных представлений. Так, двухлетние дети называют музыкой ("му", "музи", "мусика") и сам источник звучания (проигрыватель, рояль), и издаваемые им звуки (не обязательно музыкальные): "Мусика глядит", - говорит Алёша Г. (2.г), в одном случае услышав игру на рояле, а в другом - ударяя палочкой по прутикам кровати. Обобщённым термином "песня" ("песенка") обозначаются все знакомые ребёнку виды звучаний живой природы, но чаще всего - вокальные: "Лясись. Пою песинку", - "Какую?" - "Баю-баюшки" (Рушана Ш., 4 г. - архив автора). Характерно, что в ранней детской речи терминологически выделен лишь жанр колыбельной, называемой обычно "лю-лю", "бай" либо "баюльной песней": "Бабуля, пой лю-лю" (Миша В., 4 г. - архив автора)...".

- Дело в том, что голосовой аппарат малыша в этот момент ещё расслаблен, его ничто не сковывает, не ограничивают никакие социальные нормы и правила… Вот и получаются удивительно красивые формы допесенного интонирования.

- Когда же появляется лепет?

- Позднее, после шести месяцев. Лепет - это уже оперирование слогами. Что-то типа "Та-та-та… Ти-ти-та… Да-да-да… Ма-ма-ма"… В этот период ребёнок активно осваивает новые фонемы родного языка. Если в гулении преобладают гласные, то в лепете к гласным добавляются согласные. Таким образом, лепет - это форма, уже очень близкая к речи, говорению. С помощью лепета ребёнок выражает самые разные состояния - тревогу, радость, беспокойство, интерес, неудовольствие и другие.

Что удивительно (но, увы, ещё мало исследовано), в гулении и лепете можно обнаружить птичьи звучания - воркования (когда ребёнок перебирает разные регистры голоса), щебет… Но это не звукоподражания, а естественным образом рождающиеся в "интонационном словаре ребенка" звучания.

Тяга к звуковым имитациям очень свойственна маленьким детям. К примеру, малыш может подражать звукам маминой колыбельной песни, голосам персонажей, нарисованных в книжке (петушок, коровка). Всё, что ребёнок слышит и видит, он переводит в звучания.

- После лепета ребёнок начинает говорить уже словами?

- На основе лепета формируются квази-слова и даже квази-предложения. В них ребёнок пытается подражать речи взрослых, прежде всего ее интонациям, оперируя для этого произвольными, не несущими значений, слоговыми сочетаниями…

И только потом появляются первые слова. Вот тут происходит очень обидная вещь - многое из того, что ребёнок накопил во время раннего звукового поведения, теряется.

- Почему так происходит?

- Теперь всё внимание сосредоточено на произнесении слов и на усвоении их значений. Поэтому голосовой диапазон сужается у ребёнка до 2-3 звуков, исчезают многие тембры - всевозможные "хрюканья", "щебетания", "рычания", "воркования"… На самом деле, у каждого ребёнка от природы имеется богатейший набор артикуляционных возможностей! Но, к сожалению, культурное развитие ребёнка идёт таким образом, что все эти возможности оказываются невостребованными.

- Наверняка играют роль и рамки, в которые вписывается ребёнок в обществе…

- Да, это действительно так. Есть народы (например, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке), у которых в традициях и культуре применяются эти тембры… В нашей европейской традиции этого нет. Поэтому, подрастая, ребёнок перестает произносить многие удивительные звуки.

Как слово наше отзовётся?

- Что влияет на формирование речи, лепета и прочих звуковых форм у детей?

- Очень многое. Во-первых, состояние ребёнка. Звуковые формы - это способ выразить своё физиологическое, психическое состояние, потребности... Во-вторых - коммуникативные ситуации, в которые включается малыш. К примеру, ситуация контакта с "чужим взрослым". Если рядом какая-то чужая тётя - это одно, если мама - совсем другое.

Кроме того, многое зависит и от самих родителей… Психологи установили, что ещё до рождения ребёнок очень хорошо воспринимает звуки. Проводились эксперименты, в ходе которых наблюдали беременных женщин, слушавших классическую музыку. Выяснилось, что их дети потом узнавали музыку, воспринятую в утробе матери. Более того, сравнивали этих малышей с теми, кто не "слушал" классическую музыку. "Слушавшие" оказались более музыкальны!

- Какая музыка влияет на ребёнка позитивно?

- Народные мелодии, классическая музыка, скорее всего, окажут на ребёнка положительное влияние. Но тут стоит другой вопрос - способен ли он воспринимать услышанное. Надо учитывать, что, например, музыка Шостаковича может оказаться сложной для малыша и потому будет для него просто шумом.

- С классической музыкой всё понятно, а какая музыка воздействует на ребёнка плохо?

- Резкая музыка, тяжёлый рок, скрежеты, шумы… То, что физиологически плохо для любого человека. Музыка, в которой преобладают громкие звуки, может негативно сказаться на психике. Доказано, что шум очень вреден! Многие звуки нашего большого города оказывают отрицательное воздействие - это звуки автомобилей, игровых автоматов, компьютерных игр… Родители должны знать, что музыка формирует эстетические ценности ребёнка. Одно дело, если он слушает классику, другое - шлягеры вроде "Муси-пуси"…

- Наверняка на формирование слов и предложений ребёнка влияет речь родителей?

- Да, обязательно. Есть такой особый регистр общения с ребёнком "baby talk". Это различные сюсюканья, типа: "Ах ты, мой маленький, ах ты, мой хороший, мы сейчас кашку покушаем…".

- Почему взрослые зачастую общаются с ребёнком именно так?

- Потому что это наиболее близко к самой речи ребёнка. Детская речь более мелодична, более высока по тесситуре (высотное положение звуков голоса). Таким образом, взрослые приближаются к закономерностям детской речи…

- Но стоит ли так сюсюкать с ребёнком?

- Это зависит от возраста. Если с пятилетним, то не стоит. А если это младенец, который ещё не говорит, ему легче воспринимать такую речь взрослых людей.

У меня в книге есть диалог, где мама говорит:

- Это машинка для Мишеньки… (сюсюкая)

- Э, - отвечает сын в том же регистре.

- Сейчас мы эту машинку будем катать…

- Э-ге…

То есть, по сути, малыш понимает, что говорит мама, и даже отвечает ей, пусть и на своём языке. Благодаря этому между матерью и сыном возникает диалог. Но с "сюсюканьем" надо вовремя остановиться. Когда ребёнок уже взрослый и говорит нормально, так общаться с ним не стоит.

- Почему у всех нас, так или иначе, речь отличается?

- Многое зависит от родного языка, на котором говорят близкие люди. Ребёнок моментально "закладывает" в память этот язык. А уже позднее это реализует. Один язык очень экспрессивен, насыщен шипящими звуками, другой - мягкий, плавный, с обилием гласных… И малыш все эти особенности языка усваивает.

- Что ещё влияет на звукотворчество детей?

- Для формирования звукового мира ребёнка очень важен так называемый "звуковой пейзаж". Например, в деревне много природных звуков (голоса животных, птиц, шум воды, ветра…), здесь ребёнок слышит тишину. В крупном индустриальном городе пейзаж другой. Окружающий звуковой фон ребёнок впитывает, как губка.

Вместо "адвоката" - "аблокат"

- В вашей книге было такое понятие, как "мифологичность детского образа звучащего мира"… Что это означает?

- Мифология - это наличие какой-то несуществующей, мыслимой реальности. Дети, ещё более чем взрослые, склонны создавать ее. Они по-своему воспринимают окружающий и по-своему устанавливают причинно-следственные связи. В этом вымышленном детском мире есть свои зайки, Карлсон, телепузики, друзья…

- В чём особенность детского мышления?

- Как пишет психолог Л.С.Выготский, дети мыслят комплексами. Например, яма-опасность-темнота - для них всё это одна цепочка… Кроме того, дети наделяют вымышленными свойствами живые существа. Так и возникает игровой мир ребёнка. И очень долго ребёнок верит, что этот мир действительно существует.

...из монографии "Акустический текст ребёнка"


"…На всех ступенях возрастного развития ребёнок тяготеет к чудесному - тому, что составляет самую суть мифологического сознания. По А.Ф.Лосеву, "миф есть чудо", и "решительно всё на свете может быть интерпретировано как самое настоящее чудо". …Ребёнок одушевляет неживые предметы, части тела, состояния: "Папа, смотри, как твои брюки нахмурились"; реплика одного из детей в ответ на предложение матери о том, что по городу ходит скарлатина: "Приходила скарлатина, но мы её не вспустили"; "Когда мобиль выястет босёй, тада сядет мама, папа…" (Саша М., 2 г. 6 мес.); "Холодильник сто-то не спит никак"; "Лучьки хотят зэниться на белоцьке"; "Луцьки плоголодались"; "У меня одна носка стлогая, а другая нестлогая" (Миша В., 3 г. 1 мес.).


С чудом дети связывают происхождение солнца, луны и звёзд: "Я знаю, как делают звёзды! Их делают из лишней луны"; мальчик, обращаясь к отцу, растапливающему печь: "Топи, топи, папа, пусть огонь летит на небо, там из него сделаются солнце, звёзды". Они рассказывают, что "на чёрном море видели русалок", что "давно жили домовой, бабы ёжки", что бывают пришельцы: убивают человека, вставляют в него штуку" и общаются через него (Коля Л., 7 л.) Илья К. (5 лет 5 мес.) на вопрос "Откуда сон приходит?" отвечает: "Когда смотришь что-нибудь, он в мозги зайдёт, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ветер его сдувает, и он улетает". - "Если кто-нибудь рядышком будет спать, он сможет увидеть твой сон?" - "Наверное, может, потому что он может, наверное, через моё зрение приходить к маме или папе". "А почему у вас магнитофон скрипит?" - "Потому что он старый" - "Нет, потому что устал. Я ему покажу сейчас, как лягушка прыгает, и песенку спою, и он не будет больше уставать" (Настя О., 7 л.).

- Телевизионная реклама - ещё один источник информации для ребёнка. Почему она так интересна детям?

- По многим причинам. Реклама объединяет разные средства выразительности, ориентирована на позитив, воздействует эмоционально. Кроме того, в силу своей краткости она не требует длительного напряжения, её легко смотреть. А если говорить о слоганах, то их не трудно запоминать и воспроизводить.

Кроме того, реклама - это тоже своеобразная мифология. Она показывает идеальный мир, где всё замечательно, с неба сыпется манна, и каждый получает подарки… Если проанализировать мотивы и сюжеты рекламы, то они оказываются очень близки к детской мифологии.

- Как воздействует реклама на ребёнка?

- Наверное, есть какие-то позитивные моменты, но в целом я убеждена - реклама оказывает негативное влияние на ребёнка. Она затормаживает развитие речи, так как ориентирует прежде всего на называние предметов, а не на построение развернутого высказывания. Но самое опасное заключается в том, что реклама диктует конкретную модель поведения, далеко не самую лучшую, в конкретной ситуации. Это печально.

- Какую информацию могут извлечь родители из гулений, лепета?

- Самую разнообразную. Главное, всё время находиться в контакте с ребёнком. И тогда каждая мамочка безошибочно определит, чего хочет её малыш. Известный французский психолог Ф.Дольто написала книгу "На стороне ребёнка". Там она настаивает на том, что нужно обязательно разговаривать со своими детьми, начиная с внутриутробного периода их жизни! Некоторые родители полагают, что если ребёнок не говорит, то он ничего не понимает, а значит, с ним можно молчать. Это ошибка! Дети всё понимают. Только по-своему.

Важно помнить также, что ребёнок лучше всего воспринимает выразительную речь, доброжелательную, богатую интонационными нюансами.

- Почему ребёнок воспроизводит многое в искажённой форме? Когда я была маленькой, вместо слова "адвокат" говорила "аблакат"…

- Просто ребёнку бывает очень трудно выговаривать какие-то слова. Часто дети заменяют сложные слова более простыми и понятными им. Если взять ваш пример, возможно, вы уловили в слове "адвокат" что-то похожее на облака… Так и назвали… Тем более, что смысл слова вам был скорее всего непонятен. Вы не знаете что такое "адвокат", а знаете, что такое "облака". Слова эти созвучны, поэтому вы накладываете одно на другое. Пытаетесь усвоить новое через старое.

А вообще на определенной стадии возрастного развития у детей формируется особая, так называемая автономная детская речь. Это и есть те перлы, те изобретённые ребёнком словечки, которые ему удобно говорить и пропевать…

Нашим малышам очень важно рассказать и спеть о том, что их волнует. Поэтому не запрещайте им петь в автобусе, на улице, в магазине! Включайтесь в игру, слушайте своего ребёнка, пойте вместе с ним!

Кстати, о "детских словечках"… На сайте www.eka-mama.ru есть целый раздел под названием "детский лепет". Присылайте нам интересные слова, фразы, диалоги ваших детей. Мы обязательно разместим их на сайте!



Автор: Евгения Зыкова



Вы можете оценить эту страничку:
  • понравилась :)
  • не понравилась :(

    написать отзыв
  • На данный момент голосов:
    Понравилось - 6
    Не понравилось - 1


    Комментарии:

    . . Я тоже в детстве говорила аблокат!!... (Antimama 04.05.2006 16:15:58)



    реклама на сайте

    Перепечатка материалов сайта, включая сообщения из форумов, допускается только с письменного согласия редакции, активная ссылка на сайт и авторов обязательна.
    Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл НоФС 77-20080
    (с) Информационное агентство "Консультант"
    Адрес редакции: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 1, тел. 370-34-91

    Rambler's Top100