![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Что больше всего любит делать Ваш ребенок? Чем он чаще всего занят? Он играет. Интересы, увлечения у ребят бывают самые разные. Кто-то любит рассматривать дома, когда возвращается с мамой из садика. А кто-то интересуется машинами, радостно называет марку проезжающего автомобиля. Интересов у детей множество. Но, чем бы ни увлекался Ваш малыш, это всегда проявляется в его игре.
На сегодняшний день развитию, воспитанию детей уделяется много внимания. Родители более осознанно подходят к этим вопросам. И все же нередко слышишь высказывания: "Что ты все время играешь, лучше бы мне помог!", "Займись более серьезным делом!", "Лучше бы ты буквы выучила!". Игра видится как отвлекающая от каких-то других "серьезных" дел. Как возможность отдохнуть, как что-то незначимое.
Какова же роль игры в развитии ребенка? Попытаемся встать на место малыша. Как? Взрослые многое умеют, многое знают. Мир им не кажется большим. А каким видит этот мир ребенок? Для него он огромен. Вокруг все большое - дома, деревья, другие люди. И родители тоже, хоть и самые близкие, но какие большие! Одному в этом огромном пространстве оставаться совсем не хочется. Надо его познать, познакомиться с ним, сделать своим. Осуществить это и позволяет ребенку игра.
На протяжении всего дошкольного детства игра - это не единственное, чем занят малыш. Но именно она в этот период очень важна для развития личности ребенка. По мере развития ребенка, меняются виды, характер игры.
Для детей раннего возраста игра и познание окружающего мира начинается с предметов. Тот или иной предмет попадает в поле зрения малыша. Ребенок его воспринимает. Может осуществлять с ним различные манипуляции: берет его, трогает, кидает, пытается удержать, что-то построить из него или взять еще один предмет. Так малыш начинает взаимодействовать с ними. Сначала это действия с самим предметом. Затем интерес к предмету как таковому ослабевает. И ребенок уже начинает играть, например, не с самим кубиком, а использует его, чтобы построить стену. То есть предмет становится средством для создания, изобретения чего-то нового.
На этом этапе у детей происходит развитие восприятия, идет формирование сенсорных эталонов - представления ребенка о форме, цвете, размере. Эти представления формируются при взаимодействии ребенка с предметами. В этом процессе важна роль взрослого как "проводника" в этот еще не освоенный мир. Находясь рядом с ребенком, Вы можете проговаривать, называть предметы, с которыми ребенок взаимодействует, их качества. Например: "Это зеленая машинка", "Это круглый мяч", "Синий кубик" и т.д. Затем к называнию предметов можно добавить обращение к ребенку: "Принеси мне, пожалуйста, красный мяч", "Дай мне желтый кубик".
Ребенок осваивает вес предметов, звучание, их свойства - сыпучий, твердый, жидкий, температуру - теплый, холодный. Пробует предметы на ощупь. Здесь Ваше участие также значимо. Родитель может показывать ребенку разные действия с предметом. Например, при игре в мяч: мяч можно катать, подкидывать, перекатывать. Мяч может катиться быстро или медленно, падать громко или тихо… Здесь многое зависит уже от воображения и фантазии родителя.
Позже - в возрасте 3 - 5 лет в игре появляется сюжет, и возникают роли. Это период сюжетно-ролевой игры. Малыш проигрывает различные события, ситуации, то, что ему интересно, и то, что его беспокоит. Здесь раскрываются просторы для развития воображения. А также возможность попробовать сыграть, освоить разные роли, предстать в разном качестве. Не обязательно в игре быть собой. Ребенок может изображать родителей, собирающихся на работу, героев мультфильмов и многое другое.
Проживая, демонстрируя ту или иную роль, ребенку важны Ваши реакции. Хорошо, если родитель не оставит ребенка без внимания, отразит его. При этом постарайтесь не оценивать сразу с точки зрения плохой герой или хороший. Заметьте, что ребенка привлекает в этом персонаже, какие качества героя, что он пытается отобразить. И в своих комментариях Вы можете обозначать эти качества. Например: "Какой храбрый, ловкий пират", "Гномик сегодня очень внимательный".
В игре ребенок может воссоздавать что-то значимое для него, что уже произошло, и было очень приятным. К примеру, ребенок, который отдыхал с родителями на море. Вернувшись домой, он начинает играть, воссоздавая то, как все вместе ехали в поезде, как отдыхали, купались. При этом он может взять игрушки, которые будут его друзьями, решившимися поехать на море. А может попросить Вас поучаствовать в этой игре. И если, несмотря на занятость и имеющиеся дела, родитель соглашается, ему предоставляется возможность заглянуть во внутренний мир своего малыша. Понять его чувст-ва, переживания, погрузиться вместе с ним в воображаемый мир, пережить вместе какие-то ситуации, показать в игре выход из них. Это возможность вместе прожить какое-то событие и побыть в этом вместе с ребенком.
В этом возрасте ребенок ориентирован на взаимодействие с людьми. Поэтому часто к участию в игре привлекает братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек, ребят со двора и детского сада. Играя, ребенок приобретает новый опыт общения и способы действия в разных ситуациях. Это может быть конфликтная ситуация, когда ребята что-то не поделили между собой. И из нее им самим надо найти выход. Игра предоставляет ребенку возможность что-то предложить, проявить свою инициативу. А также научиться договариваться между собой, сотрудничать, учитывать интересы друг друга, сопереживать.
Хотя со стороны игра видится лишь как увлекательный способ время провождения, ее роль в развитии ребенка существенна. В детских играх присутствуют определенные правила. Эти правила в каждой игре свои. И ребята их создают сами. Сами же следят за их соблюдением. Чем старше дети, чем ближе их возраст приближается к школьному (т.е. 6 - 7 лет), тем важнее для них становится выполнение правил игры. К примеру, ребенок играет роль капризной принцессы. В данный момент может девочка и не хочет капризничать. Но роль такая, и создается соответствующий образ.
К среднему, старшему дошкольному возрасту, ребята начинают получать удовольствие в игре именно от соблюдения ее правил. Собственные желания соотносятся с ролью в игре и правилами игры. Подчиняясь правилам, малыш учится контролировать себя, развивается воля. Что очень важно при дальнейшей подготовке к школе.
А что, если ребенок "только и делает, что играет", не слушается, не помогает родителям? Попробуйте обратить это в игру, учитывая интерес ребенка. Ведь сюжет у игры может быть самым разным!
Автор: Мария Годлевская, психолог
Международная Школа Лидерства для Молодежи
![]() |
Вы можете оценить эту страничку:
написать отзыв |
На данный момент голосов: Понравилось - 3 Не понравилось - 1 |
Перепечатка материалов сайта, включая сообщения из форумов, допускается только с письменного согласия редакции, активная ссылка на сайт и авторов обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам. Свидетельство о регистрации СМИ Эл НоФС 77-20080 (с) Информационное агентство "Консультант" Адрес редакции: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 1, тел. 370-34-91 |
![]() |