общие правила питания кормящей мамы: Можно: - каши любые, но если малыш страдает запорами - рисовую исключить;
- мясо и рыба нежирных сортов - вареное, тушеное, запеченное;
- сыр твердый, творог, сырки и йогурты без фруктовых добавок;
- свекла и морковь вареные, с растительным маслом (лучше смешать свеклу
с морковкой, вкуснее);
- картошка отварная, в принципе можно даже жареную, но немного;
- макароны любые без острых и жирных соусов;
- птицу можно понемногу, но кроме бройлерных кур, они напичканы всякой гадостью чтоб росли большие;
- котлеты, тефтели, вареники, сырники, пельмени, оладьи, блинчики с мясом и сладкие;
- яйца 3-4 раза в неделю, лучше в виде омлета;
- молочную колбасу понемногу и самого высшего сорта, если очень хочется;
- немного орехов;
- печеные яблоки и груши, банан 1 в день;
- пить молоко и молокопродукты не более 1% жирности, компоты из сухофруктов, минералку (без газа), чай с молоком (особенно хорош зеленый, для прилива молока, но зеленый целебен без сахара), безалкогольное пиво (эффект тот же), яблочный и сливовый соки (тоже может быть вздутие);
- соленый огурчик или соленую рыбку, иногда, чтоб жидкость задерживалась
в организме;
- овощные блинчики из кабачка, капусты (если ребенок нормально на нее реагирует);
- печенье любое, кроме масляного, и без фруктовых добавок.
Нежелательно: - консерванты;
- красители;
- концентраты;
- острые приправы и соусы;
- излишне жирную пищу;
- маринады;
- аллергены (до поры до времени);
- газированные напитки, особенно сладкие;
- капусту, горох, виноград, редис, огурцы и прочие овощи и фрукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (но более чем желательно все это понемногу пробовать - некоторые дети отлично переносят капусту, но жалуются на съеденный мамой кабачок);
- мясные и рыбные наваристые бульоны;
- рафинированные углеводы - кремы, торты, пирожные;
- в первые месяц-два - красные ягоды, овощи и фрукты;
- икру;
- копчености.
Если у малыша нет нарушений сна и излишней возбудимости, мамочка может позволить себе с утра чашечку некрепкого кофе, лучше с молоком. Черный и зеленый чаи тоже обладают тонизирующим эффектом, поэтому с ними надо быть не менее осторожной, чем с напитками, содержащими кофеин.
К полугоду и старше рацион кормящей мамы значительно расширяется, остаются лишь один-два продукта (как та же пресловутая капуста), на которые ребенок особо остро реагирует. После года можно есть все, но консерванты и красители употреблять все равно не рекомендуется - это не принесет пользы и самой маме.
Нетрудно заметить, что рекомендации представляют собой основы правильного - "здорового" питания, и предназначены скорее тем, кто привык питаться на бегу и позволять себе излишества. Тем же мамам, чей рацион и до родов состоял не из чипсов и кока-колы, а включал в себя злаки, свежие овощи и фрукты, отварную рыбу и мясо, вряд ли придется серьезно задумываться об изменении способа питания и во время грудного вскармливания. Но, к сожалению, таких мам не так уж и много. Хочется верить, что наши рекомендации помогут многим женщинам нормализовать свое питание и здоровье, совмещая этот процесс с грудным вскармливанием.
Как же возвращать добеременные формы и привести тело в порядок, если кормишь грудью? Можно ли похудеть, когда кормишь ребенка? Среди мам бытует мнение, что нельзя. Даже наоборот - надо очень плотно кушать после каждого кормления, иначе не будет молока.
На самом деле, лактация - единственное время в жизни женщины, когда жир естественным образом выделяется из организма в молоко. И ошибочно полагать, что поглощая жирную пищу, кормилица может увеличить жирность молока в лучшую сторону. Процент жира в молоке постоянен, и увеличить жирность можно лишь ситуативно, что, кстати, чревато запорами у малыша, потому что его организм "настроен" на определенный состав молока матери. Поэтому, для того, чтобы кормить и худеть, в питании обязательно должны присутствовать полноценные белковое и углеводистое блюдо (причем, из углеводов предпочтение стоит отдавать овощам и кашам на воде, а из белков - рыбе, творогу и нежирному мясу), а жира употреблять в пищу поменьше и предпочитать растительные масла животным. Таким образом, на фоне грудного вскармливания можно отлично терять лишний вес и довольно быстро привести тело в норму.
Как же возвращать добеременные формы и привести тело в порядок, если кормишь грудью? Можно ли похудеть, когда кормишь ребенка? Среди мам бытует мнение, что нельзя. Даже наоборот - надо очень плотно кушать после каждого кормления, иначе не будет молока. На самом деле, лактация - единственное время в жизни женщины, когда жир естественным образом выделяется из организма в молоко. И ошибочно полагать, что поглощая жирную пищу, кормилица может увеличить жирность молока в лучшую сторону. Процент жира в...
Шкала Апгар используется для оценки состояния ребёнка при рождении.
На 27 ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.) Вирджиния Апгар (V.Apgar) представила систему оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни. Состояние младенца оценивается по ряду клинических признаков: частоте сердечных сокращений, характеру дыхания, мышечному тонусу, рефлекторной возбудимости, окраске кожных покровов через определенные интервалы после рождения. Оценка по состояния производится по сумме баллов и позволяет достаточно объективно определить состояние новорождённого, прогноз и показания к интенсивной терапии и реанимации.
Каждый исследуемый клинический признак оценивается по трехбалльной системе. Хорошо выраженный признак оценивается баллом 2, недостаточно выраженный — 1, отсутствие или извращение признака — 0.
У большинства новорождённых состояние через 1 мин после рождения по шкале Апгар оценивается в 7-8 баллов, спустя 5 минут общее состояние этих новорождённых соответствует 8-10 баллам, что прогностически благоприятно. Только у 15% новорождённых общее состояние в первую минуту жизни оценивается в 10 баллов. Оценка по шкале Апгар при рождении в 0-3 балла (пульс менее 100 уд/мин, замедляющийся, отсутствие дыхания или его изменения, кожа бледная, мышечная атония) соответствует тяжёлой асфиксии. Оценка через 1 минуту после рождения в 4-6 баллов (неустановившееся дыхание, частота сердцебиений 100 уд/мин и более, сниженный мышечный тонус, слабый ответ на раздражение) соответствует средней степени асфиксии. Оценка через 5 мин после рождения в б баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий
используется для оценки состояния ребёнка при рождении. На 27 ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.) Вирджиния Апгар (V.Apgar) представила систему оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни. Состояние младенца оценивается по ряду клинических признаков: частоте сердечных сокращений, характеру дыхания, мышечному тонусу, рефлекторной возбудимости, окраске кожных покровов через определенные интервалы после рождения. Оценка по состояния производится по сумме баллов и...
используется для оценки состояния ребёнка при рождении. На 27 ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.) Вирджиния Апгар (V.Apgar) представила систему оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни. Состояние младенца оценивается по ряду клинических признаков: частоте сердечных сокращений, характеру дыхания, мышечному тонусу, рефлекторной возбудимости, окраске кожных покровов через определенные интервалы после рождения. Оценка по состояния производится по сумме баллов и...
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / Занятия с ребенком (12 месяцев)
Занятия с ребенком (1 месяц)
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Занятия с ребенком (2 месяца)
Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.
Занятия с ребенком (3 месяца)
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Занятия с ребенком (4 месяца)
Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.
Занятия с ребенком (5 месяцев)
Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем. Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Занятия с ребенком (6 месяцев)
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Занятия с ребенком (7 месяцев)
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга. Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Занятия с ребенком (8 месяцев)
Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный "кабинет" с разными баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик в шкафчике ванной займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.
Занятия с ребенком (9 месяцев)
Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать".
Занятия с ребенком (10 месяцев)
Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
Занятия с ребенком (11 месяцев)
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия. Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Занятия с ребенком (12 месяцев)
Годовалый малыш - это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним ленточки, чтобы малыш мог дергать за них. Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное - тень на стене, шуршащий кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах. Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он продолжает свои поиски.
Занятия с ребенком (1 месяц) Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго. Занятия с ребенком (2 месяца)...
Для новорожденных (особенно в возрасте до 4-5 недель) дополнительные допаивания могут повлечь за собой определенный риск
*
Не следует давать дополнительно воду детям до 2-хмесячного возраста.
*
Допаивание в больших объемах может привести к такому опасному состоянию, которое называют оральное водное опьянение (оральная водная интоксикация) (оral water intoxication).
*
Допаивание не содержит необходимых каллорий, поэтому может повлечь за собой потерю веса или недостаточный набор веса у новорожденного.
*
Дети, которые получают допаивания водой меньше испытывают потребность в грудном молоке. Если ребенок не получает грудь так часто, как он того требует, это замедляет выработку молока и мешает наладить производство необходимого его объема.
Дети в возрасте старше 28 дней
*
Большой объем допаиваний может мешать налаживанию грудного вскармливания, так как он дает ребенку ложное чувство насыщения и ребенок меньше требует грудь. Дети нуждаются в питательных веществах и каллориях, содержащихся в грудном молоке, - вода ничего этого не содержит.
*
Молоко содержит необходимый ребенку объем жидкости, даже при очень жаркой погоде.
*
В возрасте 4-6 месяцев, когда ваш ребенок учится пользоваться чашкой, вы можете предложить без рисков для его здоровья выпить ради удовольствия и веселья несколько глоточков воды пару раз в день (но не более,чем 2 унции в течение 24 часов).
*
С момента введения твердого прикорма вы можете предлагать запить ребенку прикорм несколькими глотками сцеженного молока или воды - некоторые дети нуждаются в запивании твердой пищи, чтобы избежать запоров.
Для новорожденных (особенно в возрасте до 4-5 недель) дополнительные допаивания могут повлечь за собой определенный риск * Не следует давать дополнительно воду детям до 2-хмесячного возраста. * Допаивание в больших объемах может привести к такому опасному состоянию, которое называют оральное водное опьянение (оральная водная интоксикация) (оral water intoxication). * Допаивание не содержит необходимых каллорий, поэтому может повлечь за собой потерю веса или недостаточный набор веса у новорожденн...
Когда малыш заболевает, врач выписывает ему целую гору самого разнообразного лекарства. Молодая мама может растеряться: как все это давать, как правильно ставить свечи, как капать капли и делать ингаляции, ведь от грамотного использования лекарственных препаратов зависит быстрое выздоровление малыша. Сегодня мы расскажем, чем можно запивать таблетки, а чем не желательно, как грамотно делать лекарства, требующие дополнительного приготовления, и наконец, о том, как отвлечь ребенка, если тот отказывается лечиться.
Галина Клендар
Врач-педиатр высшей категории, детская клиническая больница № 38
Заболев, малыш становится капризным и беспокойным, он мучается и страдает, и конечно все родители хотят как можно быстрее вылечить его. Даже если заболевание не серьезное и требует лишь домашних процедур, очень важно правильно и своевременно проводить лечение.
Основные правила
Врач осмотрел ребенка и назначил лечение. Родителям необходимо иметь представление о том, как действует каждое лекарство (антибиотик, слабительное, фермент или микстура от кашля и т.д.). Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по применению препарата и если есть различия в дозировке, назначенной малышу и написанной во вкладыше, уточните у врача рекомендации еще раз.
Начатый курс лечения нужно доводить до конца. Нельзя самостоятельно отменять лечение при первых признаках улучшения (особенно при приеме антибиотиков), так как возможно возобновление заболевания (рецидив) и переход острого процесса в хроническую форму. Промежутки между отдельными приемами лекарств должны быть по возможности равномерными на протяжении дня - от утреннего пробуждения малыша до укладывания на ночь. Ночной сон малыша без особой необходимости лучше не прерывать.
Пропустив час приема лекарства, необходимо учитывать не количество часов, прошедших после пропущенного, а сколько времени осталось до следующего приема. Если вы "опоздали" на 1--2 часа, то препарат следует дать, если больше, -- следует пропустить прием лекарства до следующего, чтобы избежать передозировку. Однако, есть препараты, принимать которые следует строго по часам (гормоны, сердечные препараты, большинство антибиотиков). Составьте расписание приема лекарств и прикрепите его на видном месте (на холодильник под магнит, на дверь, шкаф и т.д.). Пользуйтесь будильником или таймером, которые через равные промежутки будет вам напоминать об очередном приеме лекарства. Несоблюдение режима использования препарата может стать причиной того, что у ребенка не возникнет необходимая реакция на назначенное фармакологическое средство.
Как давать жидкое лекарство
Большинство лекарств для детей выпускается в жидком виде (растворы, сиропы, суспензии) с мерными ложками, мензурками, мерными шприцами. Тщательно соблюдайте дозировку, четко отмеряя нужное количество.
Жидкий препарат для детей чаще всего прописывают по 1 чайной ложке, которая вмещает 5мл вещества. Посадите ребенка боком к себе на одно колено, другим своим коленом вы можете фиксировать ножки малыша. Одной рукой обнимите кроху, слегка прижмите к себе, кистью этой же руки можно придерживать ручки малыша. Свободной рукой поднесите ложку ко рту ребенка и влейте осторожно лекарство, сразу дайте запить его водой из чашки или соски. Эту манипуляцию удобно проводить с помощником: один держит малыша, а другой дает препарат.
Сейчас практически все лекарства для детей выпускают с приятными фруктовыми вкусами, но даже их бывает трудно дать, потому что малыш может не открывать рот, выплевывать, иногда у малыша появиться рвота. Наберитесь терпения, не кричите на него, не показывайте, как вас тревожит возникновение рвоты на из-за препарата. Постарайтесь с улыбкой и ласково вновь дать ему горькое лекарство.
Чтобы отвлечь внимание ребенка, иногда используют игрушечную посуду (предварительно хорошо ее вымыв), красивую чашку. Если малыш не открывает рот и оказывает сопротивление, можно надавить пальцем на его подбородок, чтобы отвести вниз нижнюю челюсть. Если этот маневр не удается, приходится ввести ложку между зубами или деснами (со стороны щеки) и осторожно повернуть ее ребром - рот ребенка откроется, и в него вводят лекарственный раствор. Можно поступить иначе: слегка сжать нос ребенка двумя пальцами, тогда малыш откроет рот для вдоха и в это время осторожно влить ему лекарство. Разжимать нос надо после того, как вещество будет проглочено.
Лучше всего вводить жидкое лекарство в полость между челюстью и щекой, направляя его в глубь рта, так как на языке много вкусовых сосочков, а корень языка обладает повышенным рвотным рефлексом. Это удобно делать с помощью одноразового шприца (без иглы!) или мерного шприца, входящего в комплект некоторых лекарственных препаратов. Манипуляцию следует проводить мягко, чтобы не испугать и не травмировать ребенка.
Есть препараты, которые необходимо доводить до состояния готовности перед употреблением в домашних условиях, например, антибиотики в порошках, из которых следует сделать суспензию. Внимательно прочитайте инструкцию к таким лекарствам. Для каждого препарата существуют определенные правила разведения - в один нужно добавить определенное количество воды (иногда в два приема), в другой налить воды до определенной метки на флаконе. Суспензии нужно встряхивать не только во время приготовлении, но и перед каждым употреблением, так как доза препарата может от этого меняться и вы не получите желаемого результата. Хранить разведенные лекарства следует согласно инструкции в холодильнике или при комнатной температуре, не использовать после окончания срока действия.
При приеме порошков, их разводят в воде по аннотации (столовая или мерная ложка). Есть лекарства, которые необходимо разводить в больших объемах воды. Но ребенок до года не может выпить большое количество жидкости сразу, поэтому можно приготовить более концентрированный раствор, развести препарат не в 100 мл или 50 мл, а в 20 или 30 мл и давать малышу в течение дня. Так же следует поступать и с растворимыми, "шипучими" таблетками. Например, ребенку назначено по 1таблетки 3 раза в день, но в аннотации к препарату сказано развести вещество в 100 мл воды (0,5стакана), разведите лекарство в 50мл, доза препарата будет получена полностью и лечебный эффект сохранен.
Как давать лекарство в таблетках
Если ребенку назначено лекарство в таблетках, а малышу меньше года, он не сможет проглотить пилюлю сразу, поэтому таблетку без защитной оболочки можно растереть в порошок. Дети более старшего возраста, скорее всего, легко справятся с "горькой необходимостью", особенно если им рассказать, что это волшебное лекарство.
Если таблетка горькая, с неприятным вкусом, то ее можно дать с ложкой пюре, сока, варенья. Однако следует посоветоваться с врачом, чем лучше устранить неприятный вкус лекарства, чем лучше его запить, так как некоторые соки, пища, молоко способны понизить действие препаратов, а некоторые наоборот -- улучшат всасываемость и повысят эффективность. Не следует давать горькие лекарства с пищей, регулярно употребляемой ребенком (например, с мясным или овощным пюре), т.к малыш может потом отказываться от нее длительное время.
Как быть, если ребенок по какой-то причине не может проглотить таблетку или капсулу целиком, дробить ли ее?
Сейчас выпускается большое количество лекарственных средств в капсулах и кислотоустойчивой оболочке (например, мезим-форте, панкреатин), их целостность лучше не нарушать. Попадая в желудок, такой препарат потеряет часть лечебных свойств, из-за этого дозировку потребуется увеличить. Если по инструкции не запрещается смешивать лекарство с пищей (например, Линекс), можно открыть капсулу, аккуратно отделить необходимую часть вещества и перемешать его с едой или питьем. Когда в инструкции написано, что лекарство в капсуле находится в дополнительных микросферах, как, например, Креон, то его также можно вскрыть и дать ребенку, предложив потом малышу обильно запить его водой. В любом случае, если ребенок не может принять прописанное лекарство, необходима консультация врача, и замена препарата на аналогичный в удобной для маленького пациента лекарственной форме.
Чем запивать лекарства
Большинство лекарственных препаратов следует запивать водой, лучше кипяченой. Кислые фруктовые и овощные соки могут нейтрализовать фармакологический эффект некоторых антибиотиков, усилить фармакологический эффект аспирина, барбитуратов. Молоком можно запивать те лекарственные препараты, которые раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Не следует запивать молоком таблетки с кислотоустойчивой оболочкой (панкреатин, мезим и т.д.), так как при этом растворяется предохранительная оболочка и препарат разрушается, не достигнув места всасывания и не получается желаемый лечебный эффект.
Лекарство и приемы пищи
Важна связь между приемом медикаментов и пищи. Лекарство, принятое с едой, позже попадает в кишечник (основное место всасывания), поэтому его действие наступает позднее. Следовательно, когда необходимо получить быстрый лечебный эффект, препарат принимают за 1 час до еды или спустя 2 часа после еды, чтобы желудок был почти пуст. Скорость прохождения пищевых масс через желудок зависит и от температуры пищи. 50% жидких блюд комнатной температуры удаляются из желудка через 20-25 минут, а с температурой 37 градусов С -- через 7 минут. Кроме того, отдельные компоненты пищи могут всасывать лекарства, обволакивать их слизью, что также приводит к снижению поступления препаратов в организм. Всасывание лекарств, принятых натощак происходит быстрее, что объясняется их более полным соприкосновением с поверхностью слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Большинство препаратов всасывается в кишечнике от 30 до 45минут. Если ребенок выплюнул лекарство сразу или через 10 минут после его приема, то повторите дозу, за исключением случаев, когда необходима точная дозировка препарата (некоторые сердечные препараты, гормоны). Если у малыша началась рвота спустя 30-45 минут, нет никакой необходимости давать ему лекарство снова.
Введение лекарственных веществ в нос
Перед введением капель, нос ребенка нужно очистить от слизи и корок. Дети старшего возраста могут это сделать путем сморкания, детям раннего возраста нос очищают с помощью ватного "фитилька" (турунды) или специального отсоса (аспиратора для носа), предварительно смягчив корочки препаратами АКВА МАРИС, САЛИН, ФИЗИОМЕД или солевым раствором, приготовленным самостоятельно (1 ч. л. поваренной соли на стакан кипяченой воды). Лекарственный раствор вводят в нос каплями из пипетки, которая должна быть стерильной и использоваться только для этого препарата (или перед употреблением ее следует тщательно промыть). Закапывать лекарство в нос маленьким детям лучше с помощником. Малыш должен находиться в положении полулежа на спине, руки его следует придерживать. Детям старшего возраста капли в нос можно ввести в положении сидя со слегка запрокинутой и повернутой в сторону головой или в положении лежа на спине (подушку под голову не подкладывают).
Набрав лекарство в нижнюю треть стеклянной части пипетки и удерживая ее вертикально в правой руке, большим пальцем левой руки приподнимают кончик носа малыша. Не прикасаясь пипеткой к носу, вводят 2-3 капли сначала в одну ноздрю и сразу же голову ребенка поворачивают в сторону этой половины носа, лекарственный раствор при этом равномерно распределяется по слизистой оболочки носа. Спустя 1-2 минуты такое же количество раствора вводят во вторую половину носа и слегка массируют носик.
В некоторых случаях перед введением основного лекарственного раствора, если нос ребенка сильно заложен из-за отека слизистой, сначала вводят несколько капель сосудосуживающих капель, а затем после уменьшения отека - основное лекарственное вещество. В настоящее время многие лекарственные средства выпускаются в виде аэрозолей (спреев), которые более равномерно распределяются по слизистой носа, но их применение разрешено с года.
Как правильно вводить лекарства в ушки
Капли в уши часто вводят в связи с воспалительным процессом в среднем ухе. Перед введением капель в наружный слуховой проход лекарственное вещество необходимо подогреть до температуры тела (36,6 градусов С). Холодные капли раздражают внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринт) и могут вызвать головокружение. Вливание капель в слуховой проход при наличии гноя не эффективно, необходимо сначала очисть слуховой проход ватным "фитильком", смоченным 3% раствором перекиси водорода.
После очищения наружного слухового прохода ребенка укладывают на спину, поворачивают голову на бок, больным ухом верх. Чтобы выпрямить канал наружного слухового прохода, у ребенка раннего возраста левой рукой оттягивают ушную раковину немного книзу, у старших детей - вверх и назад. Держа пипетку в вертикальном положении в правой руке, в ухо вводят необходимое количество препарата. После введения капель, если в барабанной перепонке имеется отверстие, образовавшееся в результате воспаления, рекомендуется нажать пальцем на козелок (выступ наружного уха впереди слухового прохода), это способствует проникновению лекарства в полость среднего уха.
В конце процедуры наружный слуховой проход протирают стерильной салфеткой или сухим ватным тампоном. Кроме того, эмульсии и растворы могут быть введены в ухо на пропитанной ими стерильной марлевой турунде (своебразном жгуте из марли).
Введение лекарств в глазки
Процесс закапывания глаз требует внимания и осторожности. Во избежания ошибки, перед процедурой мама должна внимательно проверить соответствие названия капель назначению врача.
Глазные капли
Тщательно вымойте руки. Капли закапывают в глаза малыша при участии помощника, который удерживает ребенка в положении лежа на спине, фиксируя при этом его голову, руки и ноги. Мама берет в левую руку стерильную марлевую салфетку и с ее помощью оттягивает вниз нижнее веко, прижимая его краю орбиты глаза - костному вместилищу глаза. Если ребенок рефлекторно сжал веки, необходимо бережно, но настойчиво раздвинуть их. Малышу предлагают смотреть вверх, после чего большим и указательным пальцами правой руки нажимают колпачок пипетки и выпускают 1-2 капли на слизистую оболочку нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века (поэтому, не рекомендуется закапывать в глаз больше 2-х капель) и мама снимает их тем же тампоном.
Глазные капли должны иметь комнатную температуру. Слишком холодные капли вызывают нежелательный спазм век. При введении капель следят, чтобы кончик пипетки не касался ресниц больного, т.к. при этом он может инфицироваться и в дальнейшем загрязнить весь раствор. Закапывание капель с расстояния более 2 см от глаза вызывает у больного неприятные ощущения.
Глазные мази
Глазные мази применяют в целях более продолжительного действия лекарственного вещества и при необходимости, для уменьшения трения век по глазу.
Закладывают мазь следующим образом: руки моют с мылом, левой рукой оттягивают нижнее веко, широким концом стеклянной палочки (предварительно прокипяченной) набирают небольшое количество мази и наносят на слизистую оболочку нижнего века. После этого малыш закрывает глаз и через веко пальцем производится легкий массаж глаза для более равномерного распределения по нему мази.
Как правильно делать ингаляции
При заболеваниях верхних дыхательных путей (ОРЗ, трахеитах - воспаление трахеи, бронхитах - воспаление бронхов), а также при пневмониях (воспаление легких) нередко применяют паровые, тепловлажные, масляные и другие ингаляции. Они вызывают разжижение слизи, способствуют отхождению мокроты, уменьшают отечность слизистых оболочек дыхательных путей, улучшая тем самым их проходимость, защищают слизистые оболочки от вредных внешних влияний, способствуют подавлению инфекции. Для ингаляций пользуются специальным аппаратом - ингалятором. Техника проведения этой процедуры не отличается от таковой у взрослых. Ребенка сажают напротив распылителя. Открывая рот и делая глубокие вдохи, ребенок вдыхает распыляемую жидкость. Крик ребенка не мешает проведению ингаляций, т.к. во время крика рот у него открыт, а дыхательные движения глубокие.
Ингаляции можно проводить в домашних условиях без специального аппарата. В таких случаях для старших детей в качестве ингалятора может быть использован чайник, в который наливают раствор для ингаляции (например, раствор с содой, эвкалиптом, ментолом и т.д.) и ставят его на плиту (медленный огонь). На носик чайника надевают раструб, сделанный в виде граммофонной трубы из плотной бумаги. Прежде чем посадить ребенка, взрослый должен сесть перед раструбом сам и убедиться, что расстояние достаточное и пар не обжигает слизистую полость рта. Детям раннего возраста паровые ингаляции не назначают, но можно в ванной комнате пустить горячую воду из крана и посидеть там с ребенком (поиграть, почитать, пускать кораблики). Иногда действуют по-другому: включают увлажнитель воздуха в детской комнате или делают "паровую палатку" в кроватке, накрыв постель малыша простыней и направив вовнутрь водяную взвесь увлажнителя.
Другие способы введения лекарств в организм
Фармакологические средства можно вводить в прямую кишку (ректально). Она имеет густую сеть кровеносных и лимфатических сосудов и многие лекарственные вещества хорошо всасываются с поверхности ее слизистой оболочки. Ректальное введение препаратов позволяет избежать раздражения желудка. К такому способу употребления лекарства в организм прибегают в тех случаях, когда затруднено или неосуществимо введение его в полость рта из-за тошноты, рвоты, спазма пищевода и т.д. Ректально вводят свечи (суппозитории) и жидкости с помощью клизм.
Введение свечи
Для введения в прямую кишку свечи ребенка укладывают на левый бок, немного согнув его ноги в коленях и тазобедренных суставах, и слегка фиксируют в таком положении. Затем левой рукой разводят ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, вводят ее в анальное отверстие, придерживая утолщенный конец свечи и стараясь протолкнуть ее внутрь. Когда свеча введена в прямую кишку, важно на 1-2 минуты удерживать ягодицы прижатыми между собой, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно. У детей грудного возраста введение свечи можно производить в положении на спине с приведенными к животу ногами.
Очистительная клизма
Лекарственный раствор вводят в прямую кишку после очистительной клизмы. Для очистительной клизмы используют воду температурой 28-30 градусов С. При сильных запорах, для увеличения послабляющего действия клизмы к воде добавляют глицирин -- 1--2 чайные ложки на стакан воды. С помощью клизмы рекомендуется вводить следующие количества жидкости в зависимости от возраста ребенка:
* новорожденным - 25 мл;
* 1-2 месяца -- 30-40 мл;
* 2-4 месяца - 60 мл;
* 6-9 месяцев -- 100-200 мл;
* 9-12 месяцев - 120-180 мл;
* 1-2 года -- 200-250 мл;
* 2-5 лет - 300 мл;
* 6-10 лет - 400-500 мл.
Баллон, используемый для клизмы должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом. Для того чтобы наполнить баллон, его сдавливают рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опускают наконечник в воду и, разжимая баллон, набирают в него воду. Ребенка кладут на клеенку и пеленку, придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки -- согнутые в коленях ноги. Правой рукой осторожно, без всякого насилия, вводят наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый - на 4-5см. Медленным сжиманием баллона вводят воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлекают его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжимают ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро. Детям первого года жизни можно ставить клизму в положении на спине с приподнятыми ногами.
Лекарственная клизма
Лекарственную клизму можно ставить ребенку через 15-20 минут после стула или очистительной клизмы. Лекарственное вещество вводят в небольшом количестве теплой воды (37-38 градусов С) для лучшего всасывания. Когда ребенку назначена определенная дозировка, соблюдайте рекомендованные дозы. Если в аннотации к препарату нет четких указаний, то применяются следующие объемы: детям раннего возраста вводят по 20-25 мл лекарственного вещества, от 3 до 10 лет - до 50 мл, более старшего возраста - до 50-75 мл. Если клизму вводят с помощью баллона, то наконечник вводят глубже, чем при очистительной клизме. После извлечения наконечника, ягодицы надо держать сжатыми 10-15 минут, чтобы лекарство успело всосаться. Лекарственную клизму можно провести с помощью одноразового шприца с лекарственным веществом, к которому подсоединен стерильный мягкий резиновый катетер. Его медленно вводят в прямую кишку на 8-10 см.
Таким образом, многие лечебные процедуры можно выполнять самостоятельно. Наберитесь терпения, будьте ласковы и настойчивы при лечении.
Когда малыш заболевает, врач выписывает ему целую гору самого разнообразного лекарства. Молодая мама может растеряться: как все это давать, как правильно ставить свечи, как капать капли и делать ингаляции, ведь от грамотного использования лекарственных препаратов зависит быстрое выздоровление малыша. Сегодня мы расскажем, чем можно запивать таблетки, а чем не желательно, как грамотно делать лекарства, требующие дополнительного приготовления, и наконец, о том, как отвлечь ребенка, если тот отказы...
как правильно собрать мочу и кал для лабораторных исследований
Довольно часто педиатры выписывают направления на анализы крови, мочи и кала. В некоторых случаях данные анализов помогают установить диагноз, а в других — убедиться, что ребенок здоров.
Чтобы результаты анализов были максимально достоверными, очень важно правильно собрать материал. Когда ребенку надо сдать анализ крови, вам необходимо четко выполнить указания врача — некоторые анализы крови предполагают забор материала натощак. Материал для анализа мочи и кала вам придется собирать самостоятельно. Важно это сделать по всем правилам.
Правила сбора мочи
Для общеклинического анализа мочи следует использовать «утреннюю» мочу, которая в течение ночи собирается в мочевом пузыре. Это позволяет считать объективными исследуемые параметры.
Подготовьте чистую емкость— стеклянную баночку или купленный в аптеке специальный контейнер для сбора мочи. Такой контейнер представляет собой широкий градуированный полупрозрачный стаканчик емкостью 125 мл с герметично завинчивающейся крышкой. Контейнер стерилен, не требует предварительной обработки и полностью готов к использованию.
Для чистоты анализа подмойте ребенка, особенно если у вас девочка. У девочки ваткой, смоченной теплой водой, осторожно промывают область между половыми губами. У мальчика во время подмывания слегка сдвигают кожицу с головки полового члена. После этого приступайте к сбору мочи.
В идеале мочу собирают в середине мочеиспускания. Для этого ей дают немного вытечь в горшок (или унитаз), и только после этого под струю подставляют чистую баночку.
Девочкам можно поставить емкость в горшок, мальчикам просто поднести к половому члену.
Собрать утреннюю мочу у грудного ребенка бывает сложно.
Поэтому для исследования берут все, что удалось собрать.
Для девочки можно взять чистую тарелку и подложить ее под ягодицы ребенка. У мальчика собирают мочу, просто опустив половой член в чистую емкость. Чтобы ускорить процесс, можно погладить ребенку животик или открыть кран с водой.
Некоторые родители предпочитают использовать специальный детский мочесборник. Он представляет собой вытянутый овальный пакетик, по верхнему краю которого идет липкая полоска. Пакетик приклеивается к органу и держится до момента, когда ребенок пописает. Затем вы аккуратно отлепляете пакетик и содержимое переливаете в баночку. Это очень удобно, а анализ собирается чисто. Детские мочесборники продаются в аптеках.
Если вам не удалось собрать мочу в чистую емкость, то отложите сдачу анализа на следующее
утро. Брать мочу из горшка не следует. Лаборант может выдать ошибочное заключение.
Баночку с мочой необходимо доставить в лабораторию сразу после сбора. Не храните ее более 2 часов. Из-за продолжительного хранения мочи результат исследования может измениться. Не ставьте баночку с мочой в холодильник, тем более не замораживайте ее. Выпадающие в осадок соли «перемороженной мочи » могут быть расценены как проявление почечной патологии или это затруднит процесс исследования.
Накануне нежелательно принимать лекарственные препараты, в том числе витамины (при необходимости приема лекарств посоветуйтесь с врачом).
Правила сбора кала для лабораторных исследований
К обязательным исследованиям ребенка добавляют анализ кала на яйца глист. В последнее время из-за часто встречающегося дис-бактериоза назначают анализ на копрограмму.
Перед сбором кала подготовьте чистую емкость. Это может быть
маленькая стеклянная баночка с крышкой. Для чистоты результата анализа хорошо вымойте ее и обдайте кипятком. Можно купить в аптеке специальную пластиковую баночку для сбора кала с прилагающейся лопаточкой на крышке.
Собирать кал можно с подгузника чистой ложкой. После сбора закройте контейнер крышкой и до отвоза в лабораторию храните анализ в холодильнике (но не более 3 часов).
Собирать кал для исследования следует утром. Если это затруднительно, можно подготовить пробу заранее, но не более чем за 8 часов перед сдачей материала в лабораторию. В этом случае хранить пробу следует в холодильнике, но не в морозилке.
Перед сбором кала проведите тщательный туалет наружных половых органов и области заднего прохода ребенка. В идеале перед забором кала малыш должен помочиться в унитаз или горшок.
Испражнения для исследования должны быть «чистыми», то есть не загрязненными мочой. Кал необходимо собирать в объеме примерно 2 столовые ложки.
За 2-3 дня до исследования не рекомендуется ставить ребенку клизмы, а также давать лекарственные вещества: слабительные, активированный уголь, препараты железа, меди, висмута и использовать ректальные свечи на жировой основе.
Довольно часто педиатры выписывают направления на анализы крови, мочи и кала. В некоторых случаях данные анализов помогают установить диагноз, а в других — убедиться, что ребенок здоров. Чтобы результаты анализов были максимально достоверными, очень важно правильно собрать материал. Когда ребенку надо сдать анализ крови, вам необходимо четко выполнить указания врача — некоторые анализы крови предполагают забор материала натощак. Материал для анализа мочи и кала вам придется собирать с...
Приятная схема от педиатра-гастроэнтеролога Дроздовской Ники Вадимовны (клиника «Семейная», г. Москва)
Каждый новый продукт давать не менее 7 дней. Начинать с 1 ч.л. и за неделю доводить до нормы.
6 месяцев
Примерно в 12 часов дня (будущий обед) – овощи. «Сквош» (кабачок-тыква) – это все-таки разновидность тыквы, причем не нашей полосы – не давать. Тыкву, морковку – убрать. Все желтое оставить на потом. Начинать с зеленого. Все лучше варить самим. Можно из замороженных овощей делать пюре.
Кабачок – замороженный. Напр., фирмы «4 сезона».
Цветная капуста – «Семпер» или замороженная.
Брокколи – «Семпер», «Топ-топ» (не путать с «Тип-топ»).
Зеленая фасоль – делать самим.
Зеленый горошек – «Гербер».
Картофель – «Гербер» обычный, сладкий не давать, (так же не нашей полосы), делать самим (вымачивать перед этим 2 часа в кипяченой холодной воде, при выделении крахмала – менять воду).
Пастернак и шпинат – после года, что-то вымывает из организма, вроде бы кальций – не буду врать, не помню. (комментарий ptica_we: железо вымывает, как и петрушка)
Когда все попробуете, можно смешивать, но не более 3-х видов.
Растительное масло с 8 мес.
7 месяцев
В 17 часов (будущий полдник) – фрукты: Зеленое яблоко – «Семпер», «Топ-топ». Самим запекать. Красное позже. Груша – (если нет запоров) «Семпер». На «Гербер» лично у нас аллергия. Банан – делать самим. Абрикосы, персики – банки, летом делать самим, их ничем вредным не поливают, что касается и черешни с вишней - позже, летом делать самим. Банки рекомендуемые: «Гербер», «Бич Нат», «Семпер».
Каша - давать в полном объёме. На ночь (особенно, если ночью просыпается поесть). Полностью заменять одно кормление. Гречка, кукуруза, рис без добавок.
Овсянку, манку, молочные, соевые каши до года не вводят в питание. Это вредно.
На упаковке должно быть написано: «без сахара, соли, глютена, молока, красителей».
Лучше всего давать на воде, так как с добавлением молока большая нагрузка на ЖКТ. Если не ест, добавить фруктовое пюре, потом уже молоко (смесь) разведенное водой.
Творог – после 8 мес. На полдник добавлять во фруктовое пюре. Строго не больше нормы.
Мясо – после 12 м. (нагрузка на ЖКТ) добавлять в овощное пюре. Норму мяса не превышать! Строго готовые пюре с овощами. «Гербер» - индейка, поросенок, ягненок, говядина. Хотя бы до года нельзя давать детям мясной бульон. В нем слишком много канцерогенов. Дают суп на овощном бульоне.
Кефир – после 12 м. (у него слишком высокая кислотность, а у детей с перинатальным поражением ЦНС (90% детей) и так повышенная кислотность жкт. Кефир у детей до года вызывает микрокровотечения в кишечнике, что приводит к тяжелой гипохромной анемии. Дают на ночь. Бифи-кефир Агуша без сахара. Если ребенок отказывается, не настаивайте.
Пить давать лучше перед едой, не запивать.
Соки, разведенные водой (мин. 1/1), после года.
Соль после года, сахар, вообще, чем позже, тем лучше.
Кормить ребенка всегда за своим столом, чтобы ничего не отвлекало.
Между кормлениями не перекусывать – яблоко, хлеб, сушки.
Первые овощи должны содержать мало клетчатки (агрессивно воздействующей на ЖКТ), быть малоаллергенными (зелеными). Еще один факт, о котором не знают многие: гипоаллергенные овощи легче усваиваются. Если у малыша не выявлена склонность к аллергии, ему все равно предлагают зеленые овощи, они проще усвоятся, чем красные и оранжевые. На Урале правильным овощем для первого прикорма классически является кабачок. Он неагрессивен для кишечника, насыщен витаминами и минеральными веществами, имеет нежный вкус. Также в качестве первого прикорма можно предложить ребенку цветную капусту. Она, вопреки расхожему мнению, не относится к уральским овощам, она довольно капризна, и высаживать ее начали относительно недавно. Зато цветная капуста – слабый аллерген. Брокколи тоже подходит в качестве «моего первого овоща».
Овощи начинают вводить с половинки чайной ложки. Норма овощей (в день): 50 г (7 месяцев), 100 г (9 м.) и 150 г (11 м.), в год – 200 г. Овощи дают в первой половине дня. Порядок ввода овощей: кабачок (цв.капуста), брокколи, кольраби, морковь, тыква, картофель, горох, стручковая фасоль. Кукурузу до полутора лет предлагают только баночную, свежая или замороженная имеет твердые оболочки. Белокочанная капуста слишком жесткая для желудка, ее тоже вводят не раньше года, тогда же осторожно пробуют и свеклу. Смеси овощей вводят не раньше десяти месяцев. Огурцы, томаты и баклажаны – после года.
Для первого прикорма используются свежие овощи только со своей грядки. Покупные содержат большое количество нитратов. Если вы используете свежие овощи, как можно лучше перетирайте их, чтобы не было жестких волокон. И обязательно подавайте их с маслом (оливковым, кукурузным, подсолнечным), чтобы они лучше усваивались – но только не с первым прикормом! Масло добавляем через месяц по одной капле.
Баночные овощные пюре, подходящие для первого прикорма (в составе только овощи и вода): Бабушкино Лукошко, Спеленок, Gerber, BEECH NUT, Semper. Каша
Кашиводят в 6-7 месяцев с 1-2 чайных ложечек, постепенно увеличивая объем до 150 грамм. Оптимальным является использование в питании грудных детей каш промышленного производства, так называемых инстантных. Они обогащены витаминами и минералами, а ребенок до года должен получать только витаминизированное питание. Иногда врачи советуют начать прикорм именно с каши по индивидуальным показаниям: например, у ребенка неустойчивый стул, какие-то проблемы с животом, в этом случае овощи и фрукты только навредят. Первыми начинают вводить безглютеновые каши без молока и сахара: рисовую, гречневую или кукурузную. Затем – овсяную. Смеси злаков вводят ближе к году. Самой полезной для ребенка кашей считается гречка, самая тяжелая – пшенка, а самая «пустая» - кукурузная. В молочных кашах до года необходимости нет.
Варим кашу сами
Сварить кашу в домашних условиях тоже несложно. Крупу можно предварительно размолоть в кофемолке до состояния муки или уже приготовленную кашу разбить в миксере до получения однородной массы. Лучше варить крупу на воде, а непосредственно перед кормлением добавить в нее 20-30 мл грудного молока или смеси, которую обычно кушает малыш. Это улучшит вкусовые качества блюда и сделает его более "знакомым" для ребенка.
Коллекция народных заблуждений
1. «Если ребенок маловесный, нужно как можно раньше ввести кашу». Как показывают опросы на мамских сайтах, из сотни детей вес от введения каш прибавляется у 2% детей. Если ребенок действительно отстает в весе (не с отрывом от нормы на 100-500 г, а, как минимум на 2 кг), нужно разбираться в причинах, а не откармливать его как поросенка.
2. «Каша на ночь способствует долгому сну». Нет научных доказательств этой народной мудрости. Во времена бабушек детей на ночь кормили манной кашей с маслом и сахаром. Немудрено, что после такого углеводного удара ребенок в обалдении спал всю ночь. Мы уже не в прошлом веке живем и понимаем, что такой коктейль на ночь - это очень вредно. Однако ребенку можно давать негустую кашу на ужин, чтобы он ночью не хотел есть, маленьким детям свойственно испытывать голод по ночам.
3. «Детские каши менее полезны, чем самодельные». Если у вас есть время для перемалывания крупы в кофемолке, и ребенок прекрасно ест эту кашу – замечательно. Но ребенка до года лучше прикармливать только витаминизированной пищей. Потому что у него активно растущий организм. И витамины всегда к месту.
Какие добавки могут содержать промышленные детские каши:
Мальтодекстрин – это смесь, состоящая из глюкозы, олигосахаридов и солодового сахара. Улучшает пищеварение, способствует повышению инсулина, придает каше естественную сладость.
Ванилин – пахучее вещество из плодов ванили. К сожалению, производители часто используют синтетический ванилин без указания на это. Ванилин может быть аллергеном.
Промышленные каши, подходящие для первого прикорма (без сахара и прочих добавок): HEINZ (гипоаллергенная серия с бегемотом в халате на коробке), Hipp, БэбиСиттер, Нутриция (Малышка, Топ-Топ).
Фрукты
Фруктовый прикорм по традиции начинают с зеленого яблока, груши. Их надо запечь: аллергенные свойства уйдут, зато выделится полезный пектин, очищающий организм. Через месяц вводят сливу. Экзотические фрукты предлагаются позже из-за возможных аллергических реакций, а также для накопления достаточного количества ферментов для их переваривания. Бананы, персики, абрикосы вводятся не раньше 9-ти месяцев. Цитрусы пробуем ближе к году, наименее аллергенными считается грейпфрут и помело. Почему именно такая последовательность ввода фруктов? Представьте себе пюре из яблока, измельченного в блендере. А теперь такое же пюре из банана. Почувствуйте разницу. Волокнистый и крахмалистый банан гораздо тяжелее, он более вязкий, хуже усваивается. Слива обладает послабляющим эффектом, поэтому ее тоже вводят только после того, как ребенок распробовал - и привык к фруктам.
Фрукты вводятся так же, как и овощи: с ½ чайной ложки, постепенно доводим норму до 40 г. До трех лет дневная норма фруктов – 100 г в день.
Кисломолочные продукты
Научное исследование, проведенное в НИИ питания РАМН, показало, что раннее введение кефира или молока в питание грудных детей может привести к потере в их организме железа. Кефир отличается высокой кислотностью, грубой структурой свертка, содержанием спирта и дрожжевых клеток. В кефире содержится много "грубого" белка казеина, который не только сложен для усвоения, но и не сбалансирован по аминокислотному составу. Жировой состав кефира недостаточно разнообразен, к тому же соотношение жирных кислот в этом продукте не физиологично для организма малыша. Углеводы кефира вовсе не похожи на те, что присутствуют в грудном молоке или его искусственных заменителях, и минеральных солей в нем значительно больше. Поэтому кефир вводят не раньше 6-8 месяцев и не более 200 мл в сутки - и не заменяют им грудное молоко или смесь. Многие педиатры советуют вводить кисломолочные продукты только к году, если ребенок здоров и хорошо прибавляет в весе.
Специальные детские йогурты (типа «Агуши») можно предложить ребенку в возрасте от 10-ти месяцев. Норма йогурта в годовалом возрасте: не более 100 мл.
Творожок начинают пробовать с 8-ми месяцев, а то и позже. Для ребенка, употребляющего грудное молоко или смесь в достаточном объеме, творожок просто не актуален. На первом году жизни не следует давать ребенку более 25 - 40 граммов творога в день. В твороге содержится тяжелый белок. Продукты распада белка выводятся почками. При искусственном вскармливании незрелые почки грудного ребенка могут не справиться с излишней белковой нагрузкой, возникающей в том случае, если ребенок употребляет творог в количествах, превышающих рекомендуемые. Известно, что избыточная белковая нагрузка на первом году жизни, особенно при искусственном вскармливании, в будущем может привести к атеросклерозу, артериальной гипертензии. Как вариант, ребенку после года можно давать 100 г творожка через день. Эти нормы сохраняются до трех лет, помните: 100 г творога в день – это норма взрослого человека.
Коровье молоко вводить до года нет смысла. В нем мало жиров, денатурированный пастеризацией белок с усвояемостью менее 50%, полное отсутствие железа и витаминов, исключая одинокий искусственный витамин С. Современные педиатры не рекомендуют вводить цельное молоко раньше года, а лучше до 2-3 лет заменять цельное молоко молочными смесями (в них белок находится в расщепленном виде).
Мясо
Если ребенка начали прикармливать с полугода, мясо вводят не ранее 10-ти месяцев. Это один из самых тяжелых продуктов, мясо долго усваивается, поэтому спешить с его вводом не нужно. Начинают вводить с половины чайной ложечки. Дня три можно давать эту норму и следить за реакцией. Желательно сразу смешивать мясо с овощным пюре, которое вы уже ввели. Если мясо хорошо идет, объем увеличивается до ложечки, двух и т.д., в 10 месяцев ребенок может получать 30 г мяса, к году – 40-50 г. 100-200 г мяса в день – это норма взрослого человека. Ребенку неполезно увеличивать количество мяса, учитывая белковую нагрузку (как правило, ребенок до года получает достаточно белка из ГМ или смеси).
Мясо, которое вводят ДО года: кролик, индейка, говядина, ПОСЛЕ года вводят телятину, курятину, свинину и красные сорта рыбы. Мясные бульоны в питании детей не используются, в них содержатся вредные вещества, вываренные из мяса. Бульон обладает способностью очень быстро всасываться в кишечник, детская печень не в состоянии отфильтровать все канцерогены. Страдают и почки: из-за огромного количества солей может развиться мочекаменная болезнь. Суп детям варят на овощном бульоне без соли. В него можно добавить детские мясные консервы – получится «бульон». Мясные блюда, приготовленные для детей, не хранятся нисколько, их нужно употребить сразу, лучшее время для мяса – это обед.
Если вы предпочитаете покупать мясо в баночках, выбирайте пюре, сделанное из мяса одного вида (монопродукт) без добавления специй и картофельного крахмала с пометкой «1-я ступень». Разогревайте мясные консервы непосредственно перед употреблением. Открытую стеклянную баночку с неиспользованным пюре можно хранить в холодильнике не более суток. Если мясо вводится впервые, ищите на банках указание «гомогенизированное» (тонко измельченное).
Соки
Раньше считалось, что грудное молоко истощается к 6-ти месяцам, и ребенку с пяти недель необходимо вводить соки, как легко усвояемый продукт, насыщенный витаминами. Сейчас мы знаем: соки для ребенка до года – это, скорее, разнообразие в рационе, чем польза. Введение соков до 4 месяцев нецелесообразно, поскольку оно не вносит значительного вклада в удовлетворение потребностей детей в витаминах и минеральных веществах, зато нередко приводит к аллергии и нарушению работы желудочно-кишечного тракта. Соки с мякотью вводят не раньше года. Любые соки обязательно нужно разводить, чтобы не испортить слизистую желудка. При раннем введении соков поджелудочная железа не «тренируется», как считают некоторые любители раннего прикорма, а напрягается, пытаясь выработать ферменты для переваривания неизвестного продукта. Раньше положенного времени у нее ничего не получится: ферменты для переваривания фруктов появляются у ребенка с 4-х месяцев. Прикорм фруктами рекомендуют начинать с пюре как менее агрессивного для кишечника, ведь в пюре содержатся вещества, предохраняющие кишечник от кислот. Еще один миф: «ребенку с 3-4 месяцев необходим яблочный сок для повышения гемоглобина». Любой специалист-гематолог скажет: железо из растительных продуктов усваивается крайне плохо даже у взрослых.
По современным рекомендациям соки вводятся не раньше 6-ти месяцев с одной чайной ложки с постепенным увеличением объема до 100 г. До трех лет детям дают соки с пометкой на упаковке «детское питание». Соки прямого отжима можно предлагать детям с 1,5-2-летнего возраста, если нет медицинских противопоказаний. В этом же возрасте дают свежевыжатые соки в количестве 150-200 мл в сутки (наполовину разбавленные водой), только в том случае, если у малыша нет заболеваний желудочно-кишечного тракта и аллергических реакций. Имейте в виду, что промышленные соки содержат скрытые натуральные консерванты: в них добавляют малое количество виноградного сока - или сок красной смородины. Поэтому на сок одной фирмы у ребенка может быть аллергия, а на такой же сок, но другой фирмы – нет. Возможно, первый сок как раз содержал скрытый консервант, и ребенок прореагировал на смородину или виноград.
И, напоследок…
Детский организм обладает уникальной способностью регулировать свои потребности. Вспомним популярную поговорку «ребенок всегда знает, что ему нужно». Если ваш ребенок упорно отказывается от каши – скорее всего, ему она просто не нужна. Ему хватает полезных веществ. Специалисты-диетологи называют детей до трех лет ясновидцами в питании: дети всегда знают, что им надо. Конечно, это не касается ситуаций, когда ребенку очень рано начинают подслащивать кефир и кашу, а потом оправдываются, что ребенок ест «только так» или ему не хватает глюкозы… Дети всегда будут предпочитать сладкое, ведь грудное молоко или смесь, их первая еда была сладкой. Не огорчайтесь, если ребенок не ест овощи или фрукты. Он еще успеет. Возможно, он понимает, что они ему не нужны. Или вы своим поведением спровоцировали его на отказное поведение (слишком ранний прикорм или нервные восклицания во время еды, попытки «втолкнуть»). А если вам кто-то «капает на мозги», ругая за «бедненького» сыночка, который «все еще» не ест мясо или кашу – так и отвечайте: РЕБЕНОК САМ ЗНАЕТ, ЧТО ЕМУ НАДО! И точка.
Схема ввода прикорма от педиатра-гастроэнтеролога Приятная схема от педиатра-гастроэнтеролога Дроздовской Ники Вадимовны (клиника «Семейная», г. Москва)
Примерно в 12 часов дня (будущий обед) – . «Сквош» (кабачок-тыква) – это все-таки разновидность тыквы, причем не нашей полосы – не давать. Тыкву, морковку – убрать. Все желтое оставить на потом. Начинать с зеленого. Все лучше варить самим. Можно из замороженных овощей делать пюре....