это уж точно - врать ребенку не буду.
вот и мучаюсь, как правду объяснить ребенку...
склоняюсь к мысли, что нужно к детскому психологу сходить: мне одной, поговорить в какой форме лучше приподнести, чтобы быть готовой.
тема сродни - окуда беруться дети... Многие родители до сих пор про капусту рассказывают.
это уж точно - врать ребенку не буду. вот и мучаюсь, как правду объяснить ребенку... склоняюсь к мысли, что нужно к детскому психологу сходить: мне одной, поговорить в какой форме лучше приподнести, чтобы быть готовой. тема сродни - окуда беруться дети... Многие родители до сих пор про капусту рассказывают.
Главно не усложнять.
Имхо - надо сказать правду как она есть, но на понятном ребёнке языке. Т.е. без взрослых рассуждений о жизни и смерти, а "как вижу - так и пою".
Главно не усложнять. Имхо - надо сказать правду как она есть, но на понятном ребёнке языке. Т.е. без взрослых рассуждений о жизни и смерти, а "как вижу - так и пою".
а зачем надо придумывать что то вообще?
по моему, ребёнок совершенно спокойно воспримет информацию о том, что никто не живёт вечно, что все - и люди и собаки и кошки и хомячки в конце концов умирают. Просто не надо это преподносить, как что то ужасное и страшное, а как обыкновенное течение жизни. Причём, чем раньше ребёнок узнает, что все смертны, тем он будет спокойнее воспринимать любую смерть. Я не говорю о том, что надо учить относится к смерти равнодушно, а как, скажем, к любому событию - ну так оно, никуда от этого не денешься. Иначе душевных травм не избежать, да ещё и недоверие ребёнка завоевать можно таким образом.
а зачем надо придумывать что то вообще? по моему, ребёнок совершенно спокойно воспримет информацию о том, что никто не живёт вечно, что все - и люди и собаки и кошки и хомячки в конце концов умирают. Просто не надо это преподносить, как что то ужасное и страшное, а как обыкновенное течение жизни. Причём, чем раньше ребёнок узнает, что все смертны, тем он будет спокойнее воспринимать любую смерть. Я не говорю о том, что надо учить относится к смерти равнодушно, а как, скажем, к любому событию - ну...
у нас вчера прадедушка Андрюшин умер. думаю, может, вовсе не упоминать его никак, пока ребенок не забудет, что у него такой дедушка был? но нам проще в том смысле, что мы не вместе жили, хотя Андрей хорошо пока помнит немногочисленные с ним встречи, но это если взрослые заведут разговор...
у нас вчера прадедушка Андрюшин умер. думаю, может, вовсе не упоминать его никак, пока ребенок не забудет, что у него такой дедушка был? но нам проще в том смысле, что мы не вместе жили, хотя Андрей хорошо пока помнит немногочисленные с ним встречи, но это если взрослые заведут разговор...
мы Даше вообще неговорили, что у нее бабушка умерла, тогда ей было 2,3. Потом она просто забыла, но ингода еще года 2 нет-нет да спросит а где баба Галя?
мы Даше вообще неговорили, что у нее бабушка умерла, тогда ей было 2,3. Потом она просто забыла, но ингода еще года 2 нет-нет да спросит а где баба Галя?
А у нас мои бабушки умерли еще до появления Владки, и деда его один - папа мужа тоже задолго до его рождения умер. А потом Влад начал спрашивать - а где они? Мы сказали, что они умерли. Ребенок спросил - а что такое"умерли", ну мы и рассказали про небо. Мне каджется = это не сказка. Суть ведь правильная - они в таком месте, откуда никто никогда не возвращается. и в то же время - они как бы живы - в нашей памяти живы... Да и никто не знает, может и правда, есть жизнь после смерти:)
А у нас мои бабушки умерли еще до появления Владки, и деда его один - папа мужа тоже задолго до его рождения умер. А потом Влад начал спрашивать - а где они? Мы сказали, что они умерли. Ребенок спросил - а что такое"умерли", ну мы и рассказали про небо. Мне каджется = это не сказка. Суть ведь правильная - они в таком месте, откуда никто никогда не возвращается. и в то же время - они как бы живы - в нашей памяти живы... Да и никто не знает, может и правда, есть жизнь после смерти:)
Чтобы объяснить ребенку, надо сначала самой понять, что такое умер. А иначе, что бы мама не сказала ребенку, если сама смерть не понимает и боится, то ребенок обязательно почувствует и усвоит именно это отношение.
Умер - значит дух ушел из тела. Именно поэтому смерть и называется "летальный исход". Вдумайтесь в смысл этих слов. Котенка правильно писала, что тело - не более, чем "одежда для души", необходимая для реализации задач души в материальном мире.
А чтобы компенсировать ребенку потерю друга, если собака умрет, хорошо завести сразу другую собаку. Тогда ребенок переключит свою привязанность. Я бы так и сделала.
Чтобы объяснить ребенку, надо сначала самой понять, что такое умер. А иначе, что бы мама не сказала ребенку, если сама смерть не понимает и боится, то ребенок обязательно почувствует и усвоит именно это отношение. Умер - значит дух ушел из тела. Именно поэтому смерть и называется "летальный исход". Вдумайтесь в смысл этих слов. Котенка правильно писала, что тело - не более, чем "одежда для души", необходимая для реализации задач души в материальном мире....
вот Лариса хорошо сказала, что надо сначала понять и осознать самому, что такое смерть. А для ребёнка доступен тот язык, на котором вы всегда с ним говорите. Вот я думаю, что про "одежду для души" вполне можно сказать.
вот Лариса хорошо сказала, что надо сначала понять и осознать самому, что такое смерть. А для ребёнка доступен тот язык, на котором вы всегда с ним говорите. Вот я думаю, что про "одежду для души" вполне можно сказать.
а мы про бабушку сыну говорим, что она там где солнышко, и что с ней и поговорить можно (правда она не ответит сразу, а только во сне) и посмотреть на фотографиях или закрыть глазки и вспомнить.
а мы про бабушку сыну говорим, что она там где солнышко, и что с ней и поговорить можно (правда она не ответит сразу, а только во сне) и посмотреть на фотографиях или закрыть глазки и вспомнить.
Я, конечно, согласна с вами, но предвижу след. вопрос ребенка - что такое душа? как объяснить то, что не видно? клубок серебрянных нитей?
А сама я понимаю, что такое смерть, но на похоронах родственников к гробу близко не подхожу, не могу перебороть это чувство и это даже не страх, а что-то еще... Ребенку конечно может передастся это, в этом я тоже согласна с вами.
Я, конечно, согласна с вами, но предвижу след. вопрос ребенка - что такое душа? как объяснить то, что не видно? клубок серебрянных нитей? А сама я понимаю, что такое смерть, но на похоронах родственников к гробу близко не подхожу, не могу перебороть это чувство и это даже не страх, а что-то еще... Ребенку конечно может передастся это, в этом я тоже согласна с вами.
Нужно показать ребенку - как вы прощаетесь с песиком - ребенок смерти не испугается- а так будет знать, где пес - это как бы поставит для него точку и сохранит у него память о собаке.
Нужно показать ребенку - как вы прощаетесь с песиком - ребенок смерти не испугается- а так будет знать, где пес - это как бы поставит для него точку и сохранит у него память о собаке.
На мой взгляд, важнее не слова, а реакция ваша и ваших близких на смерть. Я прекрасно помню, как у нас умер дедушка (отец моего отца). Мама стала нервная, постоянно нас детей одергивала, боясь, что мы будем раздражать отца. Помню слезы бабушки и то, как она резко отвечала мне на мои просьбы поиграть, что ей и жить то не хочется без дедушки, а я тут со своими играми. Очень тягостные ощущения остались от тех дней именно из-за того, что взрослые стали жестче ко мне. Было даже чувство вины, что я всем мешаюсь, и что-то не правильно делаю. То есть в том возрасте (мне было 4 или 5 лет) меня волновало не что такое смерть, а что и как происходит вокруг этого события.
и что отвечаете? я вот тоже намерена не говорить, но как мы в гости туда пойдем, ребенок же вспомнит, что тут был дедушка? т.е. что-то придется отвечать в любом случае
и что отвечаете? я вот тоже намерена не говорить, но как мы в гости туда пойдем, ребенок же вспомнит, что тут был дедушка? т.е. что-то придется отвечать в любом случае