- Родилась 7 апреля 1939 года в городе Троицке Челябинской области.
- В 1957 году была зачислена в труппу Кировского театра юного зрителя, в 1962 году перешла на работу в Свердловский театр юного зрителя. Театральный сезон 1967-1968 года проработала в Воронежском драматическом театре.
- С 1968 года - актриса Свердловского академического театра драмы.
- Заслуженная артистка РСФСР (1973)
- Народная артистка РСФСР (1980)
- Награждена орденом Почёта (2000)
- В 2011 году удостоена главной театральной премии страны - "Золотой Маски" в номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Помните здание Старой Драмы на Вайнера, то, в котором сейчас «Успенский»? …давным-давно, болтаясь по центру города вместо уроков, я разглядывала черно-белые фото в стеклянных витринах. Читала названия пьес и фамилии актеров. Изумлялась тому, как меняются знакомые лица в разных костюмах и гриме. Радовалась новым фото, скучала по убранным. Наконец стала отличать актеров, не глядя на подписи. Первая, кого научилась распознавать, была невысокая большеглазая Галина Умпелева.
Через двадцать лет жизнь сделает мне сумасшедший подарок - возможность встретиться с этой удивительной женщиной на сцене, работать вместе, делить гримерки на выездных спектаклях в промерзшие областные ДК и наблюдать жизнь «старой гвардии», сердца театра - их истории, их шуточки, байки, рабочие фишки. Но – с почтительного расстояния. «Ты что, это же сама Умпелева!!!» – одергивали девчонки.
Еще через десять лет я набралась смелости спросить обо всем, что мне так хотелось узнать. И вот я снова в театре, среди этих запахов и звуков, которые больше нигде не встретишь, и которые не забылись со временем. Они порой так не вовремя и невпопад всплывают в памяти и сбивают с толку, мешая вести обычную, нормальную, не театральную жизнь. Я сижу в маленькой гримерке на третьем этаже. Сигаретный дым, мягкий хриплый смех, внимательный серый взгляд, свободный черный джемпер. Я ловлю каждую мелочь, я использую свой шанс – узнать все, что моя героиня думает о…
…о ремесле, зависимости и выборе
- Галина Николаевна, я с первого вопроса – «в омут головой», ладно? Что, из того, что Вам приписывает театральный фольклор, Вы действительно сделали? Правда, что Вы безжалостно «выжили» из театра несколько режиссеров и жуткое количество не подошедших Вам в партнеры актеров? Заслужена ли Вами слава роковой Джулии Ламберт?
- Тут ничего не буду ни подтверждать, ни отрицать. Люди говорят – их проблемы. Но те, кто со мной работал, знают - я бережно отношусь к партнерам. И мне всегда на них везло. А режиссеры … ммм… я их не выгоняю. Я их ПЫТАЮ. Потому что пришло какое-то странное поколение режиссеров, которое ничего не говорит – оно сидит, молчит и смотрит. И это не молчание гения, уверяю вас. Если человек взялся ставить спектакль, он, как минимум, должен знать, про что он его ставит и уметь объяснить это актерам. Можно быть талантливым или бесталанным, но ремеслом-то в любом случае владеть надо! А если взялся за материал с одной мыслью «Вау, а давайте сделаем так, как нигде еще не делали?» - а это основной мотив для большинства современных режиссеров – добра не будет.
- То есть «актер – это вечная зависимость» - фраза не про Вас?
- Почему же, как раз про меня. Я согласна, что актер – это самая зависимая профессия. От режиссера, от партнеров, от гримера, от пошивочного цеха! Но ...хорошо, когда можно выбрать, от кого хочешь зависеть. Поймите, я не против тиранов – Товстоногов, Эфрос были нелегкими в работе людьми, но спектакль – это когда все, до последнего статиста, играют про что-то одно. Вот идет сцена, в ней десять человек. Девять включены в процесс, один просто стоит и ждет свою реплику. На кого будет смотреть публика? Вот на этого, который стоит пустой и жрет энергию, все будут на него смотреть и ждать, когда же он проснется…
- Как Вы выбираете роли?
- Выбирать роли – это кино. В театре я этого права не имею.
- Проживали ли Вы на сцене события своей биографии? Одна актриса говорила, что для нее главное в театре – возможность выплеснуть на сцене все, что она не может сделать в жизни…
- Зачем выплескивать, это ж не помои?! Нет, я не использую сцену для психотерапии, я здесь работаю. Какие-то жизненные краски, конечно, на сцену проходят, но это происходит вне логики, вне сознания. Сделаешь что-то на сцене, а потом думаешь – ой батюшки мои, а ведь где-то это у меня уже было! ..Но все эти детали приходят сами, постепенно, с освоением материала.
- Что в Вас откликнулось «с первой читки»?
- Весь Уильямс. Я сыграла за свою карьеру три написанных им роли, это легендарные роли мирового репертуара – Леди в «Орфей спускается в ад», Бланш в «Трамвай «Желание» и Аманда в «Стеклянный зверинец». Эти героини живут во мне, меняются вместе со мной, как все роли, в которые вложено много труда. Уильямс - это с первого слова, с первой страницы «мой» драматург.
- Я знаю, что «Трамвай «Желание» Вы играли более четырехсот раз…
- О , да. Представьте - Рига, гастроли. За 28 дней я сыграла Бланш 14 раз! Это не считая других спектаклей…Мы тогда мрачно шутили про «гастроли свердловского трамвайного парка в Риге». Спектакль идет три часа: занавес поднялся, я на сцене - занавес закрылся, я на сцене. И вот три спектакля подряд, утро, вечер, снова утро. Во мне 45 килограммов живого веса, силы кончились, я сижу в гримерке и не плачу, просто слезы текут от слабости. Заходит Юрий Васильев, мой партнер, и говорит: «Галка, чего ревешь?» Я в ответ – «Все, игралка сломалась». Он уходит, а я реву еще пуще, теперь и причина есть - партнер не поддержал…Васильев возвращается со стаканом водки. Полстакана, залпом, с утра, мамочки мои…не знаю, как жива осталась, но отыграла как миленькая.
…о звездах и ведущих актрисах
- Театр – это не работа в привычном смысле слова, приходя сюда, ты должен понимать, что ты здесь себе не принадлежишь. Сейчас ушло старое выражение «Я актер, СЛУЖУ в театре таком-то», а оно очень верно выражало суть профессии.
- А что же взамен за верную службу?
- Театр не торговая лавка.
- Галина Николаевна, я никогда не слышала, чтоб Вы жаловались или выказывали претензии, капризничали по поводу неудобств, бытовых проблем – а ведь Вы, уже много лет звезда и прима, вполне могли бы вести себя «как положено» знаменитости?
- Аня, смеетесь? Звезда – это виллы, лимузины, красные дорожки. Вы что-то из этого вокруг видите? Вот и я - нет. Я никогда не была звездой, я ведущая актриса, и будьте любезны не путать эти понятия. Есть гении, как Смоктуновский, есть таланты. Я – скажем так, человек не без способностей, владеющий профессией.
- Да? А как же фраза: «Двум Фрейндлих нечего делать на одной сцене»?...
- Вот ведь, ляпнешь, а они все помнят…Когда-то Владимиров меня звал в спектакль «Человек со стороны», обещал, что там будет «шикарная роль». Я спросила: «а Алиса Бруновна занята в спектакле? И что, у меня будет шикарная роль, а у нее нет? Как вы себе это представляете?...» Предваряя ваш вопрос - я не пожалела, что отказалась, я вообще ни о чем не жалею. Театр, в котором я работаю, полностью меня устраивал.
Куда бы мы ни приезжали на гастроли, везде поначалу зал был полупуст. К середине срока зал был полон, а на последней неделе – битковЫе аншлаги!! Это значит – город взят. Театр завоевал город. Это - непередаваемое ощущение. Необъяснимое…Многие наши спектакли мне объективно нравились больше, чем версии столичных театров – я смотрела «Поминалку» («Поминальная молитва» - прим. авт.) в «Ленкоме», и убеждена, что Алексей Петров в роли Тевье был не менее убедителен чем Леонов, и сам спектакль – другой, но явно не хуже.
…о любви, хулиганстве и великом счастье
- Почему же, во-Вашему, сейчас театральная ситуация так сложна?
- Люди…это люди прежде всего. Должны быть великие, мощные актеры, режиссеры, труппы. В хорошей труппе любая пьеса, любого драматического уровня, распределяется «на раз». А сейчас это трудно сделать без компромиссов. Драматургия тоже подводит, никто не пишет «про людей, про отношения»… а еще мне кажется, что в пьесе обязательно должна быть любовь.
- а как же Коляда-театр? Многие театралы связывают надежды на возрождение интереса к театру именно с подобными проектами.
- Коляда делает много важной работы. Но когда мне предложили пьесу, в которой самое приличное во всей роли слово - «жопа»… это не мое, простите. Хотя самого Колю я очень люблю , он это знает.
- Испугаться неприличного слова - это говорит знаменитая хулиганка Умпелева?!
- Ну, одно дело хулиганство, другое дело всерьез на сцене…хотя пакостили, еще как! Я очень смешливая, и партнеры этим порой пользовались. Однажды играли «Обрыв», и Игорь Задерей, с которым у нас трагическая, сложная сцена, повернувшись к зрителям спиной, и не меняя трагического выражения лица, «со значением» показал мне указательный палец – и все, «поплыла»…а с Лахиным в «Долгожданном» нас вообще чуть занавесом не прикрыли, так мы ржали – я всегда на сцену с зонтиком выходила, встряхивала его, придя «с дождя» и ставила в угол. А тут взяла, открыла, а он…весь в дырах!!! Хохотали так, что еле пришли в себя…
- Да, я помню выездной в Первоуральске, когда мальчики налили настоящий коньяк в бокалы вместо подкрашенного чая… «Ребята, сами виноваты – пока все не выпью, со сцены не уйду» - и Вы сделали из нескольких проходных прощальных фраз главный монолог героини, растянув его на весь бокал и сигарету – а зал сидел тише воды…
- Да, сами виноваты. Нельзя женщину так неожиданно радовать!
- Где же сейчас хулиганите?
- В «Хануме»! Я так редко играю характерные роли, что радуюсь им неимоверно, и пользуюсь возможностью пошалить на всю катушку!
- А в жизни любите пошалить? Вам приходилось быть «актрисой» в отношениях, соблазнять с помощью таланта?
- А смысл? …Уж какая есть, такая есть, 24 часа в сутки играть не будешь. Несколько попыток построить отношения было, но не случилось. Моя жизнь сложилась, исходя из того, как я устроена. Если бы плюсом к этому получилась еще и семейная жизнь, было бы хорошо – но не взамен. Ни в коем случае не взамен…
- Вездесущий Театр и сюда «приложил руку»?
- Нет. Я никогда так не скажу. Хотя… определенные трудности были связаны с профессией. С коллегами проблема в том, что включается соперничество, мешают всякие профессиональные занозы. С мужчинами не из театрального мира другие сложности, мало кто способен принять гастроли по два месяца, занятые выходные, вечера, бесконечные выездные спектакли, когда приезжаешь далеко за полночь.
- Я переформулирую вопрос, некорректно заданный мной в начале разговора – если не «что взамен», тогда «ради чего»?...
- Зрительный зал. Это счастье, когда ты хочешь чтоб в этом месте зал затих – и он затихает …. И когда ты ждешь смех, и вот он происходит…Это великое счастье. Великое.
Зал для меня - это полноправный партнер, это главный партнер в спектакле, и от него многое зависит. Не знаю, когда это началось, на десятом или пятнадцатом году работы, но теперь мне достаточно нескольких фраз на сцене и я знаю все про зал, пойдет он за мной или не пойдет. Я называю это «мой зал» или «тяжелый зал».
- Вы ощущаете изменения, которые происходят в зале со сменой поколений?
- Да. И они не к лучшему. Раньше в театр ходила - публика. Сейчас – зритель…от слова «зрелище». И на репертуаре театров это сказывается не в лучшую сторону. Думать, слушать, сопереживать – чтоб заставить зрителя это делать, приходится сначала пройти через его сопротивление. Не случайно в театре сцена располагается немного «над» зрителем, а не «под» ним, как в Колизее. Зритель должен за время спектакля что-то приподнять в своей душе, тогда это будет хороший театр.
…о надеждах и разочарованиях
- На выпускном наш мастер сказал странную фразу, которую поняли только те, кто потом работал в театре - «С этого дня забудьте все, чему я вас учил».
- Я знаю, о чем он говорил. Сама выпустила два курса и очень люблю всех своих выпускников. И когда они во время учебы хоть немножко продвигались в профессии, хоть что-то делали в нужную сторону, я их просто обожала, я радовалась даже самым маленьким достижениям, самым малюсеньким! Но с момента прихода актера в театр требования меняются. Либо ты делаешь все, по полной программе – либо не делаешь, и чуть-чуть не считается. Никакой диплом не в помощь. Ремеслу учатся именно здесь, не в институте.
Грустно видеть, как теряется такая важная вещь, как отношение к театру, не только в зале, но и за кулисами. Для нас театр был ГЛАВНЫМ в жизни. Зарплаты? Да они всегда были копеечные, но для нас это не было непреодолимым препятствием. И когда я слышу, как молодежь бросает реплики в свой сотик: «Я прибегу за пять минут, за десять минут до начала спектакля» – мне это …дико. Я даже вообразить не могу себе, чтобы у нас кто-то так сделал. За час – в театре быть обязательно, а то и за полтора. И чтоб ты сам мог подготовиться как следует, и чтоб у помрежа, если что, была возможность успеть сделать замену.
- Бывает желание подойти к кому-то из молодых актрис и подсказать «как надо»?
- Если подойдут сами и спросят, помогу с удовольствием. Но подходить не буду, не хочу нарваться на удивленный взгляд и выглядеть навязчивой.
- Верно ли утверждение про кастовость профессии? Мне кажется, детям из актерских семей действительно легче усвоить правила театра, которые отличаются от обычных жизненных приоритетов…
- Мне сложно судить об этом - мои родители были актерами Кировского ТЮЗа, но за кулисы меня никогда не втягивали. И я подала документы в авиационный институт, но заболела и была вынуждена оставить учебу. Чтоб подработать, устроилась в театр суфлером. Сейчас эта профессия, к сожалению, ушла в прошлое, но это был такой милый штрих театральный, такая старая традиция…и дополнительная поддержка актерам, все же спокойнее работать, зная, что если «вдруг чего», тебя подхватят. Итак, год я просидела в будке, а затем, как в классическом сценарии – неожиданно заболела актриса , меня ввели на небольшую роль. ..уже и не вспомню, кажется, это была какая-то гимназистка…
- Как отнеслись родители к тому, что Вы все же пришли в театр?
- Восторгов я никогда от них не слышала. Мама относилась достаточно спокойно, а отец ругал – всегда!
…О «мерзавке с гардеробом» и пользе уборки
- Если пришла черная полоса, руки опускаются, «игралка сломалась» - как Вы себя…
- Вскидываю? А черт его знает. Бывает, придешь на спектакль не выспавшаяся, больная, усталая, думаешь – все, не пойдет…а спектакль случается блестящий. А бывает, полдня готовишься, выспишься, настроишься – и…пшик, спектакль «в нуле пролетает».
- Я не только про театр спрашивала. Я вообще…про жизнь?
- А я про что? Конечно, еще есть книги – Бунин, любимый Уильямс. Есть подруги, с которыми дружим по 40 лет. И уборка – тряпку в руки, и быстро любая хандра проходит!
- Про здоровый образ жизни я лучше вообще ничего спрашивать не буду…
- Верно, тут я не эксперт. Поесть после спектакля – любимое дело. Вообще, зачем все эти ухищрения: после шести не есть, после пяти не пить…трать больше энергии, чтоб некогда было думать о фигуре, вот и весь секрет! Мой размер не менялся с 1968 года, с дня, когда я пришла в театр. В некоторых спектаклях я много лет выхожу на сцену в своих личных вещах, потому что считаю, что они больше соответствуют роли. Вы ведь тоже часто «в своем» играли?
- Да, я потом очень гордилась, когда Вы разницу заметили!
- А вот в 19 веке актер, имеющий личный комплект костюмов, ценился больше, чем «раздетый». И поскольку все делились на амплуа, «субретка, травести, мерзавка» - скорее всего, меня бы называли «мерзавка с гардеробом»!
- Кстати о гардеробе, Вы все такая же поклонница немецкой моды?
- Да, я пробую одежду разных немецких марок, но этот стиль - сдержанный, европейский, нравится мне много лет. Темные прямые брюки, однотонные джемперочки, сверху плащ и удобная сумка. В этом можно идти хоть куда!
..и, как положено, финальная сцена
- О театре поговорили, о жизни тоже, о моде, о мужчинах…но напоследок хочу все же вернуться к вечным темам и задать один важный вопрос – во что Вы верите?
- Я фаталист, я верю в судьбу. Верю во что-то, что нас ведет. Дает какие-то столбики, на которые мы можем опереться на пути, огоньки, которые указывают путь.
- Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь – в жизни, в театре?
- Неблагодарное это дело, советовать. У каждого путь свой, судьба своя. Просто надо пройти все, что предназначено. Прожить, принять, и идти дальше.
- Вы… Вы довольны тем, как все получилось?
- Да. Довольна. Безусловно.
Мы открываем окно, холодный ветер с воды уносит дым и развеивает образы и воспоминания, сгустившиеся в гримерке за время нашего разговора. Моя собеседница накидывает плащ, поворачивает ключ в замке и мы, стуча каблуками по каменному полу, уходим… мимо запахов парфюма и клея из-под двери гримцеха, мимо полутемного теплого коридора, ведущего на сцену, мимо прожженных плюшевых кресел «брехаловки», где коротают антракты… покидаем театр через служебный ход и прощаемся на набережной. Маленькая фигурка в бежевом плаще постепенно растворяется в дождливом городском фоне. Не прима. Не звезда. Просто ведущая актриса.
Напоследок, пожалуй, возьму на себя смелость дать читателям один совет. Если есть человек, мнение которого вам важно и интересно, не стесняйтесь обратиться к нему с вопросом. Даже если кажется, что это неловко, неудобно, несвоевременно и нахально. Ведь, возможно, он искренне готов поделиться всем что знает, секретами ремесла, правилами жизни, тайнами прошлого…просто не хочет «нарваться на удивленный взгляд».
И – приходите в театр. Потому что новому театру нужна новая ПУБЛИКА.
фотографии любезно предоставлены Виталием Пустоваловым, студия "Люмографъ"
Умпелева Галина Николаевна - Родилась 7 апреля 1939 года в городе Троицке Челябинской области. - В 1957 году была зачислена в труппу Кировского театра юного зрителя, в 1962 году перешла на работу в Свердловский театр юного зрителя. Театральный сезон 1967-1968 года проработала в Воронежском драматическом театре. - С 1968 года - актриса Свердловского академического театра драмы. - Заслуженная артистка РСФСР (1973) - Народная артистка РСФСР (1980) - Награждена орденом Почёта (2000) - В 2011 го...
Анна, вы мой писатель - я ваш преданный читатель. Преклоняюсь. Вкусно, бесподобно, шикарно. Пишите еще. Всегда читаю ваши эссе, очерки и заметки с головой погружаясь в атмосферу, создаваемую вами. Спасибо вам за это.
Анна, вы мой писатель - я ваш преданный читатель. Преклоняюсь. Вкусно, бесподобно, шикарно. Пишите еще. Всегда читаю ваши эссе, очерки и заметки с головой погружаясь в атмосферу, создаваемую вами. Спасибо вам за это.
Какая чудесная статья! Спасибо большое автору! Я далека от театрального мира, но после рассказа о таком удивительном человеке, сразу захотелось сходить на спектакль с ее участием.
Какая чудесная статья! Спасибо большое автору! Я далека от театрального мира, но после рассказа о таком удивительном человеке, сразу захотелось сходить на спектакль с ее участием.
Жизнь как сцена
31.10.2012Умпелева Галина Николаевна
- Родилась 7 апреля 1939 года в городе Троицке Челябинской области.
- В 1957 году была зачислена в труппу Кировского театра юного зрителя, в 1962 году перешла на работу в Свердловский театр юного зрителя. Театральный сезон 1967-1968 года проработала в Воронежском драматическом театре.
- С 1968 года - актриса Свердловского академического театра драмы.
- Заслуженная артистка РСФСР (1973)
- Народная артистка РСФСР (1980)
- Награждена орденом Почёта (2000)
- В 2011 году удостоена главной театральной премии страны - "Золотой Маски" в номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Помните здание Старой Драмы на Вайнера, то, в котором сейчас «Успенский»? …давным-давно, болтаясь по центру города вместо уроков, я разглядывала черно-белые фото в стеклянных витринах. Читала названия пьес и фамилии актеров. Изумлялась тому, как меняются знакомые лица в разных костюмах и гриме. Радовалась новым фото, скучала по убранным. Наконец стала отличать актеров, не глядя на подписи. Первая, кого научилась распознавать, была невысокая большеглазая Галина Умпелева.
Через двадцать лет жизнь сделает мне сумасшедший подарок - возможность встретиться с этой удивительной женщиной на сцене, работать вместе, делить гримерки на выездных спектаклях в промерзшие областные ДК и наблюдать жизнь «старой гвардии», сердца театра - их истории, их шуточки, байки, рабочие фишки. Но – с почтительного расстояния. «Ты что, это же сама Умпелева!!!» – одергивали девчонки.
Еще через десять лет я набралась смелости спросить обо всем, что мне так хотелось узнать. И вот я снова в театре, среди этих запахов и звуков, которые больше нигде не встретишь, и которые не забылись со временем. Они порой так не вовремя и невпопад всплывают в памяти и сбивают с толку, мешая вести обычную, нормальную, не театральную жизнь. Я сижу в маленькой гримерке на третьем этаже. Сигаретный дым, мягкий хриплый смех, внимательный серый взгляд, свободный черный джемпер. Я ловлю каждую мелочь, я использую свой шанс – узнать все, что моя героиня думает о…
…о ремесле, зависимости и выборе
- Галина Николаевна, я с первого вопроса – «в омут головой», ладно? Что, из того, что Вам приписывает театральный фольклор, Вы действительно сделали? Правда, что Вы безжалостно «выжили» из театра несколько режиссеров и жуткое количество не подошедших Вам в партнеры актеров? Заслужена ли Вами слава роковой Джулии Ламберт?
- Тут ничего не буду ни подтверждать, ни отрицать. Люди говорят – их проблемы. Но те, кто со мной работал, знают - я бережно отношусь к партнерам. И мне всегда на них везло. А режиссеры … ммм… я их не выгоняю. Я их ПЫТАЮ. Потому что пришло какое-то странное поколение режиссеров, которое ничего не говорит – оно сидит, молчит и смотрит. И это не молчание гения, уверяю вас. Если человек взялся ставить спектакль, он, как минимум, должен знать, про что он его ставит и уметь объяснить это актерам. Можно быть талантливым или бесталанным, но ремеслом-то в любом случае владеть надо! А если взялся за материал с одной мыслью «Вау, а давайте сделаем так, как нигде еще не делали?» - а это основной мотив для большинства современных режиссеров – добра не будет.
- То есть «актер – это вечная зависимость» - фраза не про Вас?
- Почему же, как раз про меня. Я согласна, что актер – это самая зависимая профессия. От режиссера, от партнеров, от гримера, от пошивочного цеха! Но ...хорошо, когда можно выбрать, от кого хочешь зависеть. Поймите, я не против тиранов – Товстоногов, Эфрос были нелегкими в работе людьми, но спектакль – это когда все, до последнего статиста, играют про что-то одно. Вот идет сцена, в ней десять человек. Девять включены в процесс, один просто стоит и ждет свою реплику. На кого будет смотреть публика? Вот на этого, который стоит пустой и жрет энергию, все будут на него смотреть и ждать, когда же он проснется…
- Как Вы выбираете роли?
- Выбирать роли – это кино. В театре я этого права не имею.
- Проживали ли Вы на сцене события своей биографии? Одна актриса говорила, что для нее главное в театре – возможность выплеснуть на сцене все, что она не может сделать в жизни…
- Зачем выплескивать, это ж не помои?! Нет, я не использую сцену для психотерапии, я здесь работаю. Какие-то жизненные краски, конечно, на сцену проходят, но это происходит вне логики, вне сознания. Сделаешь что-то на сцене, а потом думаешь – ой батюшки мои, а ведь где-то это у меня уже было! ..Но все эти детали приходят сами, постепенно, с освоением материала.
- Что в Вас откликнулось «с первой читки»?
- Весь Уильямс. Я сыграла за свою карьеру три написанных им роли, это легендарные роли мирового репертуара – Леди в «Орфей спускается в ад», Бланш в «Трамвай «Желание» и Аманда в «Стеклянный зверинец». Эти героини живут во мне, меняются вместе со мной, как все роли, в которые вложено много труда. Уильямс - это с первого слова, с первой страницы «мой» драматург.
- Я знаю, что «Трамвай «Желание» Вы играли более четырехсот раз…
- О , да. Представьте - Рига, гастроли. За 28 дней я сыграла Бланш 14 раз! Это не считая других спектаклей…Мы тогда мрачно шутили про «гастроли свердловского трамвайного парка в Риге». Спектакль идет три часа: занавес поднялся, я на сцене - занавес закрылся, я на сцене. И вот три спектакля подряд, утро, вечер, снова утро. Во мне 45 килограммов живого веса, силы кончились, я сижу в гримерке и не плачу, просто слезы текут от слабости. Заходит Юрий Васильев, мой партнер, и говорит: «Галка, чего ревешь?» Я в ответ – «Все, игралка сломалась». Он уходит, а я реву еще пуще, теперь и причина есть - партнер не поддержал…Васильев возвращается со стаканом водки. Полстакана, залпом, с утра, мамочки мои…не знаю, как жива осталась, но отыграла как миленькая.
…о звездах и ведущих актрисах
- Театр – это не работа в привычном смысле слова, приходя сюда, ты должен понимать, что ты здесь себе не принадлежишь. Сейчас ушло старое выражение «Я актер, СЛУЖУ в театре таком-то», а оно очень верно выражало суть профессии.
- А что же взамен за верную службу?
- Театр не торговая лавка.
- Галина Николаевна, я никогда не слышала, чтоб Вы жаловались или выказывали претензии, капризничали по поводу неудобств, бытовых проблем – а ведь Вы, уже много лет звезда и прима, вполне могли бы вести себя «как положено» знаменитости?
- Аня, смеетесь? Звезда – это виллы, лимузины, красные дорожки. Вы что-то из этого вокруг видите? Вот и я - нет. Я никогда не была звездой, я ведущая актриса, и будьте любезны не путать эти понятия. Есть гении, как Смоктуновский, есть таланты. Я – скажем так, человек не без способностей, владеющий профессией.
- Да? А как же фраза: «Двум Фрейндлих нечего делать на одной сцене»?...
- Вот ведь, ляпнешь, а они все помнят…Когда-то Владимиров меня звал в спектакль «Человек со стороны», обещал, что там будет «шикарная роль». Я спросила: «а Алиса Бруновна занята в спектакле? И что, у меня будет шикарная роль, а у нее нет? Как вы себе это представляете?...» Предваряя ваш вопрос - я не пожалела, что отказалась, я вообще ни о чем не жалею. Театр, в котором я работаю, полностью меня устраивал.
Куда бы мы ни приезжали на гастроли, везде поначалу зал был полупуст. К середине срока зал был полон, а на последней неделе – битковЫе аншлаги!! Это значит – город взят. Театр завоевал город. Это - непередаваемое ощущение. Необъяснимое…Многие наши спектакли мне объективно нравились больше, чем версии столичных театров – я смотрела «Поминалку» («Поминальная молитва» - прим. авт.) в «Ленкоме», и убеждена, что Алексей Петров в роли Тевье был не менее убедителен чем Леонов, и сам спектакль – другой, но явно не хуже.
…о любви, хулиганстве и великом счастье
- Почему же, во-Вашему, сейчас театральная ситуация так сложна?
- Люди…это люди прежде всего. Должны быть великие, мощные актеры, режиссеры, труппы. В хорошей труппе любая пьеса, любого драматического уровня, распределяется «на раз». А сейчас это трудно сделать без компромиссов. Драматургия тоже подводит, никто не пишет «про людей, про отношения»… а еще мне кажется, что в пьесе обязательно должна быть любовь.
- а как же Коляда-театр? Многие театралы связывают надежды на возрождение интереса к театру именно с подобными проектами.
- Коляда делает много важной работы. Но когда мне предложили пьесу, в которой самое приличное во всей роли слово - «жопа»… это не мое, простите. Хотя самого Колю я очень люблю , он это знает.
- Испугаться неприличного слова - это говорит знаменитая хулиганка Умпелева?!
- Ну, одно дело хулиганство, другое дело всерьез на сцене…хотя пакостили, еще как! Я очень смешливая, и партнеры этим порой пользовались. Однажды играли «Обрыв», и Игорь Задерей, с которым у нас трагическая, сложная сцена, повернувшись к зрителям спиной, и не меняя трагического выражения лица, «со значением» показал мне указательный палец – и все, «поплыла»…а с Лахиным в «Долгожданном» нас вообще чуть занавесом не прикрыли, так мы ржали – я всегда на сцену с зонтиком выходила, встряхивала его, придя «с дождя» и ставила в угол. А тут взяла, открыла, а он…весь в дырах!!! Хохотали так, что еле пришли в себя…
- Да, я помню выездной в Первоуральске, когда мальчики налили настоящий коньяк в бокалы вместо подкрашенного чая… «Ребята, сами виноваты – пока все не выпью, со сцены не уйду» - и Вы сделали из нескольких проходных прощальных фраз главный монолог героини, растянув его на весь бокал и сигарету – а зал сидел тише воды…
- Да, сами виноваты. Нельзя женщину так неожиданно радовать!
- Где же сейчас хулиганите?
- В «Хануме»! Я так редко играю характерные роли, что радуюсь им неимоверно, и пользуюсь возможностью пошалить на всю катушку!
- А в жизни любите пошалить? Вам приходилось быть «актрисой» в отношениях, соблазнять с помощью таланта?
- А смысл? …Уж какая есть, такая есть, 24 часа в сутки играть не будешь. Несколько попыток построить отношения было, но не случилось. Моя жизнь сложилась, исходя из того, как я устроена. Если бы плюсом к этому получилась еще и семейная жизнь, было бы хорошо – но не взамен. Ни в коем случае не взамен…
- Вездесущий Театр и сюда «приложил руку»?
- Нет. Я никогда так не скажу. Хотя… определенные трудности были связаны с профессией. С коллегами проблема в том, что включается соперничество, мешают всякие профессиональные занозы. С мужчинами не из театрального мира другие сложности, мало кто способен принять гастроли по два месяца, занятые выходные, вечера, бесконечные выездные спектакли, когда приезжаешь далеко за полночь.
- Я переформулирую вопрос, некорректно заданный мной в начале разговора – если не «что взамен», тогда «ради чего»?...
- Зрительный зал. Это счастье, когда ты хочешь чтоб в этом месте зал затих – и он затихает …. И когда ты ждешь смех, и вот он происходит…Это великое счастье. Великое.
Зал для меня - это полноправный партнер, это главный партнер в спектакле, и от него многое зависит. Не знаю, когда это началось, на десятом или пятнадцатом году работы, но теперь мне достаточно нескольких фраз на сцене и я знаю все про зал, пойдет он за мной или не пойдет. Я называю это «мой зал» или «тяжелый зал».
- Вы ощущаете изменения, которые происходят в зале со сменой поколений?
- Да. И они не к лучшему. Раньше в театр ходила - публика. Сейчас – зритель…от слова «зрелище». И на репертуаре театров это сказывается не в лучшую сторону. Думать, слушать, сопереживать – чтоб заставить зрителя это делать, приходится сначала пройти через его сопротивление. Не случайно в театре сцена располагается немного «над» зрителем, а не «под» ним, как в Колизее. Зритель должен за время спектакля что-то приподнять в своей душе, тогда это будет хороший театр.
…о надеждах и разочарованиях
- На выпускном наш мастер сказал странную фразу, которую поняли только те, кто потом работал в театре - «С этого дня забудьте все, чему я вас учил».
- Я знаю, о чем он говорил. Сама выпустила два курса и очень люблю всех своих выпускников. И когда они во время учебы хоть немножко продвигались в профессии, хоть что-то делали в нужную сторону, я их просто обожала, я радовалась даже самым маленьким достижениям, самым малюсеньким! Но с момента прихода актера в театр требования меняются. Либо ты делаешь все, по полной программе – либо не делаешь, и чуть-чуть не считается. Никакой диплом не в помощь. Ремеслу учатся именно здесь, не в институте.
Грустно видеть, как теряется такая важная вещь, как отношение к театру, не только в зале, но и за кулисами. Для нас театр был ГЛАВНЫМ в жизни. Зарплаты? Да они всегда были копеечные, но для нас это не было непреодолимым препятствием. И когда я слышу, как молодежь бросает реплики в свой сотик: «Я прибегу за пять минут, за десять минут до начала спектакля» – мне это …дико. Я даже вообразить не могу себе, чтобы у нас кто-то так сделал. За час – в театре быть обязательно, а то и за полтора. И чтоб ты сам мог подготовиться как следует, и чтоб у помрежа, если что, была возможность успеть сделать замену.
- Бывает желание подойти к кому-то из молодых актрис и подсказать «как надо»?
- Если подойдут сами и спросят, помогу с удовольствием. Но подходить не буду, не хочу нарваться на удивленный взгляд и выглядеть навязчивой.
- Верно ли утверждение про кастовость профессии? Мне кажется, детям из актерских семей действительно легче усвоить правила театра, которые отличаются от обычных жизненных приоритетов…
- Мне сложно судить об этом - мои родители были актерами Кировского ТЮЗа, но за кулисы меня никогда не втягивали. И я подала документы в авиационный институт, но заболела и была вынуждена оставить учебу. Чтоб подработать, устроилась в театр суфлером. Сейчас эта профессия, к сожалению, ушла в прошлое, но это был такой милый штрих театральный, такая старая традиция…и дополнительная поддержка актерам, все же спокойнее работать, зная, что если «вдруг чего», тебя подхватят. Итак, год я просидела в будке, а затем, как в классическом сценарии – неожиданно заболела актриса , меня ввели на небольшую роль. ..уже и не вспомню, кажется, это была какая-то гимназистка…
- Как отнеслись родители к тому, что Вы все же пришли в театр?
- Восторгов я никогда от них не слышала. Мама относилась достаточно спокойно, а отец ругал – всегда!
…О «мерзавке с гардеробом» и пользе уборки
- Если пришла черная полоса, руки опускаются, «игралка сломалась» - как Вы себя…
- Вскидываю? А черт его знает. Бывает, придешь на спектакль не выспавшаяся, больная, усталая, думаешь – все, не пойдет…а спектакль случается блестящий. А бывает, полдня готовишься, выспишься, настроишься – и…пшик, спектакль «в нуле пролетает».
- Я не только про театр спрашивала. Я вообще…про жизнь?
- А я про что? Конечно, еще есть книги – Бунин, любимый Уильямс. Есть подруги, с которыми дружим по 40 лет. И уборка – тряпку в руки, и быстро любая хандра проходит!
- Про здоровый образ жизни я лучше вообще ничего спрашивать не буду…
- Верно, тут я не эксперт. Поесть после спектакля – любимое дело. Вообще, зачем все эти ухищрения: после шести не есть, после пяти не пить…трать больше энергии, чтоб некогда было думать о фигуре, вот и весь секрет! Мой размер не менялся с 1968 года, с дня, когда я пришла в театр. В некоторых спектаклях я много лет выхожу на сцену в своих личных вещах, потому что считаю, что они больше соответствуют роли. Вы ведь тоже часто «в своем» играли?
- Да, я потом очень гордилась, когда Вы разницу заметили!
- А вот в 19 веке актер, имеющий личный комплект костюмов, ценился больше, чем «раздетый». И поскольку все делились на амплуа, «субретка, травести, мерзавка» - скорее всего, меня бы называли «мерзавка с гардеробом»!
- Кстати о гардеробе, Вы все такая же поклонница немецкой моды?
- Да, я пробую одежду разных немецких марок, но этот стиль - сдержанный, европейский, нравится мне много лет. Темные прямые брюки, однотонные джемперочки, сверху плащ и удобная сумка. В этом можно идти хоть куда!
..и, как положено, финальная сцена
- О театре поговорили, о жизни тоже, о моде, о мужчинах…но напоследок хочу все же вернуться к вечным темам и задать один важный вопрос – во что Вы верите?
- Я фаталист, я верю в судьбу. Верю во что-то, что нас ведет. Дает какие-то столбики, на которые мы можем опереться на пути, огоньки, которые указывают путь.
- Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь – в жизни, в театре?
- Неблагодарное это дело, советовать. У каждого путь свой, судьба своя. Просто надо пройти все, что предназначено. Прожить, принять, и идти дальше.
- Вы… Вы довольны тем, как все получилось?
- Да. Довольна. Безусловно.
Мы открываем окно, холодный ветер с воды уносит дым и развеивает образы и воспоминания, сгустившиеся в гримерке за время нашего разговора. Моя собеседница накидывает плащ, поворачивает ключ в замке и мы, стуча каблуками по каменному полу, уходим… мимо запахов парфюма и клея из-под двери гримцеха, мимо полутемного теплого коридора, ведущего на сцену, мимо прожженных плюшевых кресел «брехаловки», где коротают антракты… покидаем театр через служебный ход и прощаемся на набережной. Маленькая фигурка в бежевом плаще постепенно растворяется в дождливом городском фоне. Не прима. Не звезда. Просто ведущая актриса.
Напоследок, пожалуй, возьму на себя смелость дать читателям один совет. Если есть человек, мнение которого вам важно и интересно, не стесняйтесь обратиться к нему с вопросом. Даже если кажется, что это неловко, неудобно, несвоевременно и нахально. Ведь, возможно, он искренне готов поделиться всем что знает, секретами ремесла, правилами жизни, тайнами прошлого…просто не хочет «нарваться на удивленный взгляд».
И – приходите в театр. Потому что новому театру нужна новая ПУБЛИКА.
фотографии любезно предоставлены Виталием Пустоваловым, студия "Люмографъ"
Автор: Анна Коркия (annna)
Источник: www.eka-mama.ru
Жизнь как сцена
Анечка, тебе большое спасибо за портрет Актрисы!
Анечка, тебе большое спасибо за портрет Актрисы!
не знаю, заметила ли ты - но вы очень похоже мысли выражаете)))
от себя скажу - твое мастерство растет!
не знаю, заметила ли ты - но вы очень похоже мысли выражаете)))
от себя скажу - твое мастерство растет!