Сон для ребенка до года чрезвычайно важен. Во-первых, у детей первого года жизни гормон роста выделяется преимущественно во сне. Поэтому плохой сон ребенка может привести к задержкам в росте и развитии. Во-вторых, определенное количество сна (как восстановительный процесс) необходимо для оптимального формирования нервной системы малыша. В-третьих, во сне мозг ребенка обрабатывает информацию, полученную во время бодрствования, таким образом, идет накопление столь необходимого ему жизненного опыта. Сон – это физиологическая потребность, которая возникает в определенном состоянии организма, и «заставить» ребенка хотеть спать невозможно. При этом взгляды на то, как сделать так, чтобы карапуз захотел спать, и в каких условиях должен протекать его сон, весьма разнообразны и зачастую определяются не столько научными данными и здравым смыслом, сколько культурными предрассудками. http://www.radikal.ru Несколько интересных фактов о сне ребенка до года: - Многие родители (в первую очередь мамы) переживают, если их карапуз засыпает только с грудью или во время укачивания. Между тем, современные врачи считают это физиологической нормой Не беспокойтесь: через несколько месяцев малыш это “перерастет”. - Вопреки мнению испанского доктора Эстевиля (автора популярной книги “Спите спокойно”), ребенок 6-12 месяцев, не спящий ночью 10-12 часов беспробудным сном – это не отклонение от нормы. Как показывают последние исследования, у детей до года поверхностный сон преобладает над глубоким, из-за чего они спят очень чутко и могут часто просыпаться. - Считается, что если у ребенка до года устоявшийся режим дня, то проблем со сном у него не будет. Это тоже не аксиома: соблюдение режима, действительно, помогает выработать правильный ритм засыпания-пробуждения малышам более старшего возраста (после года-полутора); детки первых месяцев жизни в меньшей степени зависят от соблюдения ритуалов. Ощущение безопасности, необходимое для спокойного погружения в сон, им обеспечивают определенные сенсорные ощущения: тактильный контакт с мамой, знакомые звуки колыбельной и т.д. - Ни один врач не даст вам ответа на вопрос – “сколько нужно спать моему ребенку”? Существующие показатели (мы приводим их ниже) весьма приблизительны; потребность в сне у конкретного ребенка до года зависит от его темперамента, состояния его здоровья, обстановки. Для того, чтобы определить, достаточно ли спит ваш малыш, ориентируйтесь в первую очередь не на эти цифры, а на его самочувствие. Приблизительное время сна ребенка до года (кол-во часов в сутки): Новорожденный (0-1 месяц) – 18-20 часов; 1-4 месяца – 17-18 часов; 5 – 6 месяцев – 16 часов; 7 – 9 месяцев – 15 часов; 10 – 12 месяцев – 13 часов. Указанные часы включают в себя и дневной, и ночной сон. источник http://detyvradost.ru/
Сон для ребенка до года чрезвычайно важен. Во-первых, у детей первого года жизни гормон роста выделяется преимущественно во сне. Поэтому плохой сон ребенка может привести к задержкам в росте и развитии. Во-вторых, определенное количество сна (как восстановительный процесс) необходимо для оптимального формирования нервной системы малыша. В-третьих, во сне мозг ребенка обрабатывает информацию, полученную во время бодрствования, таким образом, идет накопление столь необходимого ему жизненного опыта...
Ритмы сна у грудного ребенка и у взрослого существенно отличаются. Взрослый человек в состоянии поверхностного сна проводит 20% времени (от всего времени сна), новорожденный – 80%. Для младенца поверхностный сон – необходимость: именно в этом состоянии происходит активное развитие мозга, перерабатывается и анализируется информация, полученная во время бодрствования. Поверхностный сон в сравнении с глубоким имеет свои особенности. Глубокий сон достаточно крепок: в этом состоянии карапуз просыпается достаточно редко – это касается и пробуждений для кормления, столь свойственных самым маленьким деткам. Есть данные, что в глубокий сон грудной ребенок быстро погружается после пережитого стресса – например, покричав какое-то время и не найдя у родителей отклика; это становится для него определенным защитным механизмом. По сравнению с глубоким поверхностный сон менее стабилен, из-за чего легко прерывается (именно поэтому такое количество родителей грудных детей жалуются, что их ребенок плохо спит ночью). Соответственно, на качество поверхностного сна сильно влияет окружающая малыша обстановка (замечено, что у спящих с родителями детей процент поверхностного сна в сравнении со сном глубоким выше, чем у отдельно спящих, видимо, из-за того, что ребенок чувствует себя в безопасности). Также поверхностный сон характерен для детей, спящих в слингах и иных приспособлениях для ношения. Нормы глубокого и поверхностного сна Соотношение «глубокий» – «поверхностный» меняется в пользу глубокого сна у грудных детей примерно между 1 и 2 годами (этот возраст указывается в специальной литературе применительно к малышам на грудном вскармливании, спящим совместно с родителями); у детей, спящих отдельно и находящихся на искусственном вскармливании, этот период приходится на возраст 3-6 месяцев. Кстати, именно показатели второй группы детей в отечественной и западной педиатрии пока считаются нормой. Соответственно, нередки случаи, когда педиатр или невролог делает суровый выговор родителям полугодовалого ребенка, просыпающегося каждые 2 часа «пососать», и прописывает дитяте неврологические пилюли. Такие факты в большинстве своем свидетельствуют не о проблемах ребенка, а о низкой квалификации врача. Американский исследователь Джеймс МакКенна, профессор института Нотр-Дам, возглавляющий лабораторию по исследованию детского сна, убедительно доказал, что груднички, кормящиеся по требованию и хотя бы какую-то часть ночи спящие с родителями, имеют другую архитектуру сна (чередование циклов глубокого и поверхностного сна и эпизодов пробуждения). В педиатрии эта тема пока еще только начинает исследоваться и описываться.
Дневной сон грудного ребенка Дневного сон – обязательная часть режима дня ребенка до года. Кроме того, эпизоды дневного сна необходимы малышам в возрасте как минимум до 1,5-2 лет для того, чтобы полноценно восстанавливать силы и развиваться. Характерно, что для многих детей младше 3х месяцев вообще не существует понятия «ночной» и «дневной» сон – они спят и бодрствуют совершенно произвольно, вне зависимости от времени суток. Примерно к 5-6 месяцам у детей формируются биологические ритмы, более тяготеющие ко «взрослым»: более длительные дневные бодрствования, и длительные эпизоды непрерывного ночного сна (если ребенок и просыпается, то быстро засыпает, хотя могут быть и варианты). Педиатры периодически пытаются выработать некие нормы дневного сна детей, но практика показывает, что они более чем условны. В среднем у детей с 3 до 6-9 месяцев бывает 3 эпизода дневного сна, у детей с 9 месяцев до 1-1,5 лет – 2 эпизода. Продолжительность сна – очень индивидуальный момент. Считается, что эпизод сна протяженностью в 30 минут вполне достаточен для того, чтобы ребенок отдохнул и восстановил силы источник http://detyvradost.ru/
и у взрослого существенно отличаются. Взрослый человек в состоянии поверхностного сна проводит 20% времени (от всего времени сна), новорожденный – 80%. Для младенца поверхностный сон – необходимость: именно в этом состоянии происходит активное развитие мозга, перерабатывается и анализируется информация, полученная во время бодрствования. Поверхностный сон в сравнении с глубоким имеет свои особенности. Глубокий сон достаточно крепок: в этом состоянии карапуз просыпается достаточно редк...
Должен ли младенец засыпать самостоятельно?Точки зрения врачей и психологов http://www.radikal.ru Взгляд того или иного педиатра на то, как укладывать спать ребенка в возрасте нескольких месяцев, определяется в первую очередь точкой зрения этого специалиста на функционирование организма ребенка, его нервной системы, на психологию малыша. Занимательно, что до сих пор в этом вопросе среди врачей-педиатров нет единой позиции. Первая точка зрения. Ребенок должен засыпать только самостоятельно. Эта концепция была очень популярна в 20 веке в западном и околозападном мире, особенно – в США и СССР, где нарушилась преемственность традиций ухода за малышами и воспитания детей до года. Суть концепции сводится к тому, что любая помощь в засыпании, оказываемая даже новорожденному крохе – будь то укачивания, ношение на руках, грудь или соска – трактовалась как попытка «избаловать» чадо и резко критиковалась. В основе такого подхода – представление о ребенке как о неврологически зрелом существе, которое с рождения может регулировать процессы возбуждения и торможения, и, соответственно, способно засыпать полностью самостоятельно (нужно отметить, что такие дети в природе есть, но их не большинство). Дети выражали свое крайнее неудовольствие диким ором, благодаря чему такой подход и получил название «засыпание через крик». Кстати, крик педагоги и педиатры, пропагандирующие данную концепцию, интерпретировали как признак избалованности, стремление манипулировать родителями (Бенджамин Спок) или просто как нечто, помогающее ребенку сбросить накопившееся напряжение. С 80-90х годов прошлого века была проведена масса исследований, по результатам которых подобный подход был признан в корне противоречащим физиологии и психологии детей до года. Доказано, что нервная система большинства малышей (особенно легковозбудимых) не способна к саморегуляции, поэтому комфортное расслабление и сон у них являются результатом определенной стимуляции (сосания, укачивания, прослушивание музыки и т.д.). Со временем, когда ребенок сам научится контролировать процесс расслабления и “погружения” в сон, необходимость в стимуляции отпадет (у кого-то это происходит к году, у кого-то после 3х лет) и ребенок научится засыпать самостоятельно. Более того, именно такая схема погружения в сон грудных детей обеспечивает им нормальный здоровый сон в более взрослом возрасте. В то же время дети, которым «давали покричать», вырастают с нарушенным механизмом расслабления и часто пополняют ряды страдающих хронической бессонницей и разнообразными неврозами. Вторая точка зрения. Здоровый сон грудного ребенка – результат физической усталости. Этой концепции придерживается, в частности, популярный украинский педиатр Евгений Комаровский. Основана она на представлении о том, что сон является непосредственным результатом физиологической усталости, и, соответственно, чтобы выработать у ребенка нормальный цикл сна и бодрствования, его нужно не укачивать перед сном, а «умотать», то есть обеспечить ему достаточную физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе и т.д. Как показывает родительская практика, такой подход во многих случаях весьма эффективен и действительно помогает малышу «вписаться» в определенный режим и сделать процесс погружения в сон более спокойным и «безболезненным». Кроме того, у такой стратегии есть масса «побочных положительных эффектов», в частности, укрепление здоровья ребенка, улучшение его общего самочувствия. Тем не менее, для некоторых детей (опять же, в первую очередь для возбудимых, или, оперируя терминологией американских врачей Уильяма и Марты Серз, для детей с повышенными запросами), такая стратегия сама по себе не решает проблему погружения грудного ребенка в сон. Зачастую после усиленных физических занятий и прогулок такие карапузы только перевозбуждаются, и для засыпания им необходима дополнительная помощь. Третья точка зрения. Мама, титя, слинг. Сторонники третьей теории утверждают, что погружение малыша грудного возраста в сон при помощи различных “стимулирующих” факторов – это самая что ни на есть норма: по некоторым данным, более 50% детей в возрасте до полугода испытывают трудности с самостоятельным засыпанием. Поэтому они рекомендуют универсальный, проверенный тысячелетиями подход для обеспечения спокойного сна грудному ребенку: помогите ему заснуть! Носите детей на себе, давайте им грудь или соску, укачивайте малыша в колыбели, кладите с собой в кровать – поговорка «лишь бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» таит в себе уйму здравого смысла. Не бойтесь испортить малыша и привить ему неправильные привычки – через какое-то время вы обязательно научите ребенка засыпать самостоятельно. источник http://detyvradost.ru/
http://www.radikal.ru Взгляд того или иного педиатра на то, как укладывать спать ребенка в возрасте нескольких месяцев, определяется в первую очередь точкой зрения этого специалиста на функционирование организма ребенка, его нервной системы, на психологию малыша. Занимательно, что до сих пор в этом вопросе среди врачей-педиатров нет единой позиции. ...
Способы организации сна ребенка:своя колыбелька или родительская кровать? http://www.radikal.ru
Теоретически существует масса способов организации сна ребенка первых месяцев жизни. Можно укладывать малыша спать одного или в родительскую постель, с другими детьми, даже с домашними животными. Но, поскольку в нашем социуме наиболее распространены первые две формы (с родителями или отдельно в кроватку), на них мы подробно и остановимся. С чем связаны споры об организации сна ребенка То, каким образом в той или иной культуре создаются условия для сна ребенка, во многом определяется бытующими взглядами на психологию и физиологию малыша. Так, например, сторонники совместного сна склонны рассматривать ребенка до года скорее как пока еще не сформировавшийся организм, которому необходима помощь в адаптации к окружающей среде. Поэтому, с их точки зрения, организация сна человеческого детеныша должна быть сходной с тем, как «укладывают» своих детенышей все млекопитающие (в принципе, это соответствует данным исследований об оптимальных условиях засыпания младенцев – когда ребенок спит с родителями, он чувствует себя в безопасности). Процесс социализации (в том числе приучение к собственному спальному месту) должен начинаться не раньше, чем ребенок будет отнят от груди и овладеет в определенной мере необходимыми для социализации речевыми навыками. Другую точку зрения представляют исследователи (более педагоги и специалисты в области классической семейной психологии, чем врачи), утверждающие, что ребенок с самого рождения – существо социальное, поэтому к нормам общественной жизни (вернее, к нормам определенной культуры) приучать его необходимо с младенчества. Поэтому стоит приучать ребенка к раздельному сну – ведь в нашей культуре принят совместный сон родителей и определенная их физическая дистанцированность от ребенка (во избежание опасности инцеста и чтобы «не избаловать»). Как выбрать оптимальный для себя вариант Сделать это можно только опытным путем: все дети и родители разные, и что идеально подойдет одним, категорически не понравится другим. Для многих наиболее приемлемыми являются варианты, сочетающие преимущества раздельного и совместного сна. Например, можно использовать кроватку со снятой боковой стенкой, вплотную придвинутую к кровати родителей – таким образом, мама будет в постоянном контакте с ребенком, сможет ночью покормить его грудью необходимое количество раз, но в то же время чадо будет на своей “территории”. Или другой вариант – малыш может ночью спать в своей кровати, но под утро перемещаться в родительскую – таким образом, вечером мама сможет уделить внимание папе, а утром ребенок получит необходимую порцию тактильного контакта. При этом стоит быть готовыми к неожиданностям: нередки как случаи, когда малыша, привыкшего спать с родителями, невозможно “выселить” к себе, так и обратные ситуации, когда карапуз, привыкший спать отдельно, в полтора-два года начинает приходить в родительскую постель. Такие случаи невозможно спрогнозировать, поэтому и изначально организовывать свой быт, исходя не из собственного удобства, а из мифических потенциальных проблем, не стоит. источник http://detyvradost.ru/
Теоретически существует масса способов организации сна ребенка первых месяцев жизни. Можно укладывать малыша спать одного или в родительскую постель, с другими детьми, даже с домашними животными. Но, поскольку в нашем социуме наиболее распространены первые две формы (с родителями или отдельно в кроватку), на них мы подробно и остановимся. ...
Как уложить ребенка спать без слез и истерик? Этот вопрос задает себе, наверное, каждый второй родитель – по статистике, приблизительно 50% детей до года (и 20-30% малышей более старшего возраста) испытывают некоторые трудности с засыпанием. Это связано не с избалованностью малыша, а с особенностями работы его нервной системы. Где у крохи “выключатель”? Давайте рассмотрим, как протекает процесс погружения в сон. Уменьшается активность мозга, в результате чего у человека снижается концентрация, он начинает зевать, снижается чувствительность его органов восприятия к внешним раздражителям – вот он расслабляется и готов заснуть. По наблюдениям некоторых педиатров, у многих грудничков (особенно первых месяцев жизни) проблемы возникают на стадии “выключения” сенсорных систем. Они просто не еще не умеют осознанно отвлекаться от внешний раздражителей и расслабляться, чтобы спокойно “провалиться” в сон: они концентрируются на болевых или неприятных ощущениях, дискомфорте и т.д. Таким образом, чтобы уложить ребенка спать, главное, что вам нужно сделать – создать ему комфортную с точки зрения его органов восприятия обстановку. Сделать это можно следующим образом: - Давно доказано, что лучше всего укладывать ребенка спать после сеанса расслабляющего массажа или теплой ванны – эти процедуры как раз помогут малышу расслабиться. - Проверьте одежду и постельное белье крохи – его вещи должны быть мягкими, приятными на ощупь. - Если карапуз спит в отдельной кроватке, перед тем, как уложить ребенка спать, положите туда на несколько минут грелку. - Расслабиться ребенку поможет колыбельная или спокойная музыка (особенно со звуками водопада, журчащей реки, дождя и т.д.); некоторым родителям успокоить чадо перед сном помогает ароматерапия (в том числе эфирные масла лаванды, жасмина). - Детям в возрасте от полутора лет можно читать на ночь сказки или стихи. - Не бойтесь укачивать малыша и давать ему грудь или соску – это почти безотказные “релаксационные процедуры”. Вот еще несколько рекомендаций, связанных с обустройством быта, которые помогут вам уложить спать без слез детей грудного возраста: 1. Не навязывайте ребенку до года режим дня, который вы или ваш педиатр считаете оптимальным – ваша точка зрения на распорядок дня никак не повлияет на скорость созревания сна у дитяти. В то же время более взрослым детишкам режим будет необходим. 2. Выбирая способ, как уложить ребенка спать, руководствуйтесь типом темперамента крохи. Априори нервным, впечатлительным и возбудимым детям будет требоваться более долгий «подготовительный период» перед укладыванием. 3. Обращайте внимание на невербальные сигналы, говорящие о том, что ребенок устал, – дети обычно зевают или трут глаза, когда хотят заснуть, некоторые становятся очень капризными. 4. Уделите особое внимание бытовым условиям в помещении, где спит ребенок. Поддерживайте в комнате оптимальный температурный режим (около 20 градусов, в слишком теплой комнате дети часто спят плохо) и влажность. Перед тем, как уложить ребенка спать, как следует проветрите комнату. 5. Вопрос о том, в каком положении лучше укладывать ребенка спать, остается дискуссионным. По мнению одних педиатров (в частности, В. и М. Серзы), сон на животе небезопасен, поскольку может спровоцировать СВДС (синдром внезапной детской смерти), поэтому ребенка стоит укладывать на спину или на бок. Другие врачи (например, Комаровский) утверждают, что СВДС вообще не может быть связан с положением спящего младенца; третьи рекомендуют укладывать именно на живот, потому что в таком положении ребенок легче всего расслабляется, и, кроме того, для него нет опасности задохнуться рвотными массами. Так что в данном воспросе исходите исключительно из предпочтений вашего дитяти.
Этот вопрос задает себе, наверное, каждый второй родитель – по статистике, приблизительно 50% детей до года (и 20-30% малышей более старшего возраста) испытывают некоторые трудности с засыпанием. Это связано не с избалованностью малыша, а с особенностями работы его нервной системы. ...
Как приучить ребенка спать в кроватке В последнее время все больше родителей, осознав преимущества совместного сна с ребенком, укладывают кроху спать с собой — особенно это касается малышей на грудном вскармливании. Тем не менее, в подавляющем большинстве своем взрослые относятся к такому способу организации сна как к временной мере, и со временем начинают задумываться о том, когда и как приучать ребенка спать в кроватке. Сразу отметим, что по данному вопросу пока не существует никаких универсальных рекомендаций: возраст и стратегия «переселения» карапуза на собственное спальное место определяется слишком большим количеством факторов: темпераментом и психологическими потребностями ребенка, его состоянием здоровья, типом вскармливания, взаимоотношениями в семье, мировоззрением родителей и даже их материальными возможностями. Одни дети спокойно спят отдельно от родителей с 3-4 месяцев, после прекращения колик, других бесполезно даже начинать «отселять» до достижения ими 2х лет; у кого-то процесс занимает 1-2 вечера, у кого-то затягивается на несколько месяцев. В этой статье мы аккумулируем опыт мам, благополучно и без особых нервных затрат приучивших детей спать в кроватке, и некоторые рекомендации из книги д-ра Джея Гордона «Обеспечьте своему ребенку безмятежный сон». Как понять, что ребенок готов спать отдельно от родителей
Готовность ребенка спать в собственной кровати определяется, скорее, не возрастом, а его физическим и психическим состоянием. Физиологические признаки того, что ребенка можно начинать приучать спать в кроватке:
- Просыпается не чаще 1-2 раз за ночь (в том числе и на кормления). Эта рекомендация не универсальна: мамы многих вскармливаемых грудью малышей рассказывают о том, что их дети просыпались «пососать» по 4-5 раз за ночь почти до 2х летнего возраста, и перестали делать это как раз после того, как начали спать отдельно. Поэтому если ваш карапуз демонстрирует все остальные признаки готовности спать без вас, и совместный сон вас изрядно утомил, можете попробовать все-таки приучить ребенка спать в отдельной кроватке до того, как его “ночные аппетиты” поутихнут.
- На общей постели спокойно спит «отдельно» от родителей (не прижимаясь к кому-то из них).
- Ребенок здоров, у него не режутся зубы. Признаки психологической готовности:
- Не переживает и не закатывает истерики, если просыпается и не обнаруживает кого-то из родителей в пределах своей видимости.
- В последнее время у него не было серьезных стрессов, он эмоционально стабилен, он не пошел недавно в садик, вы не начинаете приучать его к горшку и отнимать от груди.
- Он активно проявляет “инстинкт собственника” применительно к своим вещам.
- Ребенок уже более склонен подражать своим сверстникам, чем родителям.
Некоторые врачи (Уильям Серз, тот же Джей Гордон) оптимальным возрастом для того, чтобы приучить ребенка спать в кроватке, считают период между 2,5 и 3 годами. Обосновывают они это тем, что примерно между 1,5 и 2 годами многих детей начинают мучить ночные кошмары, и это время им лучше «пережить» еще в родительской постели. Кроме того, чем старше ребенок, тем он психологически более самостоятелен и ему легче объяснить, что от него требуется. Тем не менее, на практике далеко не все родители способны ждать до того момента, когда ребенку исполнится 3 года, и многие начинают процесс «отселения» карапуза раньше. Для некоторых родителей приемлемым вариантом на «переходный период» становится “гибридная” форма организации сна, когда ребенок спит в своей кроватке, вплотную придвинутой к родительской и со снятой боковой стенкой.
Обязательно ли к моменту “перевода на свое спальное место” нужно научить ребенка засыпать самостоятельно? Нет, это не аксиома. Для многих детей приучение к кровати становится как раз важным шагом в выработке навыка самостоятельного засыпания. Если вы не против укладывать ребенка, но вам комфортнее, чтобы он при этом спал отдельно, – остановитесь на таком варианте. Как убедить ребенка укладываться в кроватку
Способов, которыми родители приучают ребенка спать в своей кроватке, великое множество. Кто-то просто перекладывает уснувшего кроху на его спальное место, пока малыш к нему не привыкнет (обычно так поступают с детьми младше 9 месяцев). Кто-то покупает ребенку «навороченную» кровать с кучей функций, из которой малыш не хочет вылазить даже ночью. Главное в процессе приучения к кроватке ребенка старше года – убедить его в том, что, покидая родительскую постель, он не столько теряет (комфорт, чувство защищенности), сколько получает что-то куда более ценное и нужное. Спокойно относитесь к тому, что ребенок в течение какого-то времени будет возвращаться к вам – это нормально и объяснимо с точки зрения детской психологии.
Вот несколько способов, как можно попытаться “завлечь” в кроватку детей разного психологического склада.
«Ты уже большой» (для самостоятельных)
Овладев определенным количеством «взрослых» навыков (ходьбой, умением обращаться с предметами, говорить отдельные слова и т.д.), многие дети чувствуют себя уже большими и самостоятельными. Этим и могут воспользоваться родители. Расскажите малышу как бы невзначай, что всем взрослым полагается спать в своей кроватке. Транслируйте ему эту мысль регулярно, в разных формах, а потом еще и подкрепите ее несколькими визитами к знакомым, у которых есть отдельно спящие дети. Очень велика вероятность, что через какое-то время малыш сам затребует свое спальное место. Если же этого не произойдет, можете попытаться прямо спросить у него, не хочется ли ему, как уже взрослому, спать отдельно от родителей. Если ребенок будет настырно отнекиваться от этого варианта, возможно, еще не время.
Установите новый интересный ритуал укладывания (для общительных и любопытных карапузов)
Если вы хотите приучить ребенка спать в кроватке, стоит сделать этот процесс максимально приятным и комфортным для малыша. Помогут в этом интересные “ритуалы”, которые будут сопровождать укладывание на ночь. До сих пор у вас не было привычки читать чаду сказки перед сном? Возможно, как раз сейчас время настало. Укладывайте малыша в новую кроватку и читайте ему перед сном по одной-две сказки (к примеру, из нашего сборника авторских сказок). Можно слушать перед сном музыку или сочинить самим несколько сказок на ночь о его любимых мягких игрушках (которые затем можно укладывать спать с малышом) – главное, чтобы ребенок в это время находился в своей постели. Таким образом, даже если первое время чадо будет приходить периодически “досыпать” к вам, у него выработаются исключительно положительные ассоциации с кроваткой, и со временем он “поселится” там окончательно.
Пусть ребенок ждет от кроватки чего-то необычного (для фантазеров)
Если у вашего малыша и у вас богатое воображение, можете попытаться приучить ребенка спать в кроватке следующим способом. Придумайте какую-нибудь захватывающую историю, связанную с кроваткой (например, что она волшебная, и в ней детям снятся особенно интересные сны, расскажите, о чем они могут быть); опишите, как в детстве вас во время сна в кроватке посетила фея или волшебник, что полностью изменило вашу жизнь. Тогда, при наиболее благоприятном развитии событий, малыш воспримет кроватку как некие “ворота” в мир сказки и будет сам укладываться в нее с удовольствием. Чего не стоит делать
- Стыдить малыша, если процесс слишком затянулся, обвинять его;
- Начинать приучение к кроватке, когда ребенок не очень хорошо себя чувствует или в его жизни есть другие стрессовые факторы (первые посещения садика, вы приучаете ребенка к горшку, развелись со второй половиной и т.д.)
В последнее время все больше родителей, осознав преимущества совместного сна с ребенком, укладывают кроху спать с собой — особенно это касается малышей на грудном вскармливании. Тем не менее, в подавляющем большинстве своем взрослые относятся к такому способу организации сна как к временной мере, и со временем начинают задумываться о том, когда и как приучать ребенка спать в кроватке. Сразу отметим, что по данному вопросу пока не существует никаких универсальных рекомендаций: возраст и стр...