Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Завершенная ситуация – 6 Оказавшись в безопасном месте после неприятной встречи с незнакомыми людьми, ребёнок должен рассказать о происшествии родителям или знакомым взрослым. При этом важна точность изложения информации.
В выпусках ЛБР-009 и ЛБР-029 мы обсуждали необходимость установления хорошего доверительного контакта с ребенком, чтобы он обязательно рассказывал родителям о различных происходящих с ним событиях.
Конкретизируем ситуацию: ребенок действительно попал в неприятную ситуацию, но, благодаря правильно выстроенному обучению и развитым личностным качествам, смог убежать с опасного места и оказался рядом с мамой или папой.
Что от него ждут родители?
Информацию о том, ЧТО конкретно случилось. Ребенок будет, скорее всего, в состоянии сильного нервного потрясения, поэтому может говорить непонятно, отрывочными словами и фразами. Надо дать ему выговориться.
Нужно научить ребенка приводить как можно больше фактов. Казалось бы, мы только что отметили сбивчивость и запутанность речи ребенка. Но даже и в этом случае он должен стараться приводить факты.
Допустим, к играющему на детской площадке мальчику семи лет подходит незнакомый ему мужчина средних лет и спрашивает, указывая на дом, в котором этот мальчик живёт: «Мальчик, это дом номер восемь?» Мальчик стремительно отбегает от него к маме.
Пример нежелательного сообщения: «Мама, там ко мне злой дядька приставал, он ругался, я боюсь, я еле убежал».
Мама может в этом случае, обеспокоившись и начав собираться, уточнить: «Он дотронулся до тебя? Он пытался дотронуться до тебя? Что он делал? Что сказал конкретно?»
Мальчик может ответить: «Нет, не дотронулся. Нет, не пытался. Он близко подошел ко мне, остановился и спросил у меня, какой номер у нашего дома».
Если мальчик именно так и ответит, мама выйдет на беседу не взвинченной и готовой к рукоприкладству, а слегка взволнованной и настороженной.
Она сможет, находясь на безопасной дистанции от незнакомца, объяснить ему, что это действительно дом восемь.
После этого прохожий уйдет, а мама сразу же поговорит со своим сыном.
- Ты молодец, что вовремя заметил этого человека, отошёл от него на безопасное расстояние, а потом сразу убежал ко мне. Ты смог всё правильно рассказать, и я объяснила ему, что он правильно нашёл дом номер восемь. То есть ты помог ему, сообщив о его проблеме мне, твоей маме. Сегодня мы пойдем с тобой в магазин и купим тебе подарок, потому что ты соблюдаешь правила семейной безопасности.
- Да, мама. – может ответить сын, - я сначала испугался, а потом мои ноги сами заставили меня встать и отойти от него. Я забыл извиниться, просто побежал к тебе, иногда оглядываясь как мы репетировали всю прошлую неделю. Дяденька стоял на месте и смотрел по сторонам. Конечно, мне не нужно было говорить, что он злой, просто я не знал, как сказать. Надо было сообщить, что он спросил меня про номер нашего дома, и всё.
- Молодец, - скажет мама, - ты настоящий специалист по безопасности. Ты доказал, что можешь гулять во дворе, когда кто-нибудь из нас отдыхает на скамейке у нашего подъезда.
Расспрашивая ребёнка о небезопасной ситуации, в которой он побывал, нужно стараться узнать факты, попытавшись выделить их из его эмоционального и сбивчивого повествования.
Личная безопасность ребенка – 045 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Завершенная ситуация – 6 Оказавшись в безопасном месте после неприятной встречи с незнакомыми людьми, ребёнок должен рассказать о происшествии родителям или знакомым взрослым....
Личная безопасность ребенка – 045 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Завершенная ситуация – 6 Оказавшись в безопасном месте после неприятной встречи с незнакомыми людьми, ребёнок должен рассказать о происшествии родителям или знакомым взрослым....
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Завершенная ситуация – 8 Родителям мало знать, что ребенок должен им рассказывать о событиях из его жизни, приводя как можно больше фактов. Нужно ещё и научить ребенка рассказывать максимально информативно. Нужно больше практиковаться.
1. Попросите вашего ребенка рассказать о каком-либо событии его жизни, на котором Вы были вместе с ним. Пусть опишет людей и животных, которых он видел. Поскольку Вы были вместе с ним, Вы легко поймёте, насколько он наблюдателен.
2. Предложите ему описать воспитательницу его группы детского садика или классную руководительницу его класса. Обратите внимание на то, какие фактические данные он приводит. Скорее всего, Вы визуально её хорошо представляете, поэтому сделаете выводы.
3. Пусть попробует описать папу (или маму, или дедушку, или бабушку), если этот близкий родственник в момент исследования отсутствует. Запишите описание и в момент встречи вместе с ребенком проверьте описание. Похвалите ребенка за совпадения. Если что-то не так – не критикуйте его (попробуйте сами!), выразите уверенность в будущих успехах.
4. Выберите 10-20 фотографий знаменитостей, которых ребенок видел по телевидению и может узнать. Положите эти фотографии перед ним и начинайте описывать какого-нибудь певца или актрису. Ребёнок должен выбрать правильную фотографию.
Попробуйте выяснить, насколько правильно Ваш ребёнок может назвать приметы хорошо знакомого вам обоим человека. Научите его описывать людей. Это повысит уровень безопасности семьи.
Личная безопасность ребенка – 046 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Завершенная ситуация – 8 Родителям мало знать, что ребенок должен им рассказывать о событиях из его жизни, приводя как можно больше фактов....
Личная безопасность ребенка – 046 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Завершенная ситуация – 8 Родителям мало знать, что ребенок должен им рассказывать о событиях из его жизни, приводя как можно больше фактов....
конечно нужно!) но без фанатизма и запугивания,идеально,если будут приведены какие- то реальные примеры. Как заметила,на детей очнь хорошо действуют именно примеры.
конечно нужно!) но без фанатизма и запугивания,идеально,если будут приведены какие- то реальные примеры. Как заметила,на детей очнь хорошо действуют именно примеры.
"Обучать ребенка правилам безопасного поведения необходимо "без фанатизма и запугивания", - это утверждение является прекрасным поводом для обсуждения.
Запугивание должно быть исключено. Наша задача - обучить ребёнка так, чтобы в момент опасности он вспомнил правила безопасного поведения, а не наши страхи и эмоции.
А вот по поводу "без фанатизма" можно порассуждать. Фанатизм - слепое, безоговорочное следование убеждениям..., доведенная до крайности приверженность каким-либо идеям..., обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений (ист. - Словарь на Академик.ру).
Говоря "без фанатизма", что мы можем иметь в виду? Без слепого, безоговорочного следования правилам безопасности? То есть из пяти раз 4 раза смотрим в глазок, а на пятый раз распахиваем дверь, не глядя, кто там пришёл? Если мы отдаем ребенка в спортивную секцию, то потом вполне можем с гордостью говорить: "Мой сын-то - фанат футбола. И тренер у них фанатично предан этому виду спорта". Мы тренера похвалили сейчас или поругали?
Я думаю, выражение "без фанатизма" нужно крайне осторожно использовать при обучении ребенка правилам безопасного поведения. Правилам безопасности, считаю, ребенок должен следовать безоговорочно. Иногда - слепо. Но всегда - безоговорочно (мы говорим о проверенных разумных правилах). Когда может получиться "слепо"? Например, мы заходим в подъезд и, открыв входную дверь, ВСЕГДА задерживаемся на 3-4 секунды. Неважно, есть кто-то в полумраке подъезда или нет, мы делаем это каждый раз, и хотим, чтобы и ребенок так же заходил в подъезд. Если мы не объясним ребенку, зачем это надо, он посчитает это "слепым" выполнением правил и, в силу того, что он ребенок, начнет оспаривать необходимость этого простого, в общем-то, приема.
А можем объяснить. В подъездах может совершаться до трети нападений. Это потенциально очень опасное место. Мы, заходя в подъезд, задерживаемся на улице на 3-4 секунды, чтобы прислушаться к звукам в подъезде, чтобы глаза после яркой улицы адаптировались к освещению подъезда, чтобы мы бегло осмотрели зону за входной дверью и убедились, что там никого нет. Это обычный прием, который стоит даже на вооружении спецподразделений. Мы никого не ждём внутри, мы обеспечиваем себе понимание того, что в подъезде относительно безопасно. После этого объяснения ребенок будет заходить в подъезд осторожно, понимая, что хотя бы это он может сделать для обеспечения собственной безопасности. И будет безоговорочно внимательно двигаться в подъезде, особенно в незнакомом, чтобы вы, родители, не волновались за него.
Стратегическая цель - обучение ребенка правилам безопасного поведения.
И мы будем обучать ребенка. Без запугивания. И если не фанатично, то ежедневно и последовательно, с энтузиазмом и неукротимой верой в достижение нашей цели.
"Обучать ребенка правилам безопасного поведения необходимо "без фанатизма и запугивания", - это утверждение является прекрасным поводом для обсуждения. Запугивание должно быть исключено. Наша задача - обучить ребёнка так, чтобы в момент опасности он вспомнил правила безопасного поведения, а не наши страхи и эмоции. А вот по поводу "без фанатизма" можно порассуждать....
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Необычное поведение
В книге «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная книга по военной тактике» (Источник: http://librebook.me/kitaiskaia_voennaia_strategiia/vol3/3) цитируются следующие слова Сунь-цзы: «Когда враг превосходит тебя в численности и твоё положение таково, что ты ожидаешь вторжения в любой момент, отбрось все попытки военной подготовки и действуй спокойно. Пока враг не имеет ясного и верного понимания твоего положения, необычное поведение возбудит у него подозрения. Тогда он воздержится от атаки».
В описании приема «Я не один» (выпуски № 37 и 39) рассматривался вариант поведения ребенка, который делает вид, что обращается к кому-то за помощью.
Алгоритм из Выпуска № 37. Прием «Я не один». Его используют в тех ситуациях, когда ребенок попадает в сложную ситуацию, и к нему приближаются явно превосходящие силы неприятеля: взрослый незнакомый человек или несколько сверстников. Если ребенок уверенно и громко начнет разговаривать с воображаемым собеседником, махать ему рукой, непрошеные гости могут смутиться и, решив, что ребенок не один, уйти восвояси.
Алгоритм из Выпуска № 39. Можно выделить три элемента приема:
1. Обнаружение взрослых людей, связываться с которыми любители не захотят.
2. Уверенное обращение к этим взрослым, движение в их сторону.
3. Если необходимо – негромкое извинение и стремительное перемещение в нужном направлении.
Приём «Необычное поведение» представляет собой создание ребенком у незнакомца ощущения некоторого подвоха.
Например, незнакомый взрослый человек подходит к ребенку, который растерялся и не сообразил, что чуть раньше уже пора было уходить или убегать.
Если ребенок продолжит стоять с растерянным и испуганным видом, незнакомец решит, что ребенок, скорее всего, один, без взрослых (так и есть, кстати, на самом деле), и что можно действовать спокойно, не боясь помех со стороны.
В этот момент ребенок может повести себя совершенно непредсказуемо, и строго держать линию поведения до конца.
Например, один папа рассказывал, как его девятилетний сын, когда обнаружил, что рядом с ним возник какой-то подозрительный дедушка, сильно испугался от неожиданности, но радостно воскликнул: «А, это Вы, Иван Иванович, папа сейчас тоже подойдет, он Вас везде ищет».
Незнакомый человек с бородкой вдруг заерзал и сказал примерно следующее: «Конечно, да, только я попозже подойду».
Он быстро ушел, оглядываясь, а ребенок в ужасе побежал домой, где и рассказал всё бабушке. Та выглянула с балкона, но никого уже не было.
Не каждый ребенок сможет без подготовки вести себя «необычно». Всякий экспромт должен быть тщательно подготовлен. Придумайте со своим ребенком 2-3 сценария, отрепетируйте их, и арсенал спецприёмов ребёнка оснастится новым эффективным приёмом.
Личная безопасность ребенка – 047 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Необычное поведение В книге «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная книга по военной тактике» (Источник: ...
Личная безопасность ребенка – 047 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Необычное поведение В книге «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная книга по военной тактике» (Источник: ...
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
Арсенал приемов ЛБР (Личной Безопасности Ребенка)
В книге Сунь-цзы «Искусство войны» (в переводе академика Н. И. Конрада) (Источник: https:// asagao.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0218/218623.q6tphimoyt.pdf) в главе 8 («Девять изменений») можно прочитать следующее: «6. Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
Иначе говоря, родители не должны уповать на то, что к их ребенку никогда не подойдёт незнакомый человек.
В контексте приведённой выше цитаты нужно ответить на два вопроса: 1. Как сделать такую ситуацию (нападение) менее вероятной (по Сунь-Цзы - невозможной)? 2. С чем, с каким арсеналом приёмов личной безопасности ребенок встретит незнакомого человека?
Таким образом, обучение правилам безопасного поведения является (в контексте цитаты Сунь-Цзы) одним из важных правил жизни (ведения войны) современного человека.
Необходимо принять тот факт, что в какой-то момент ребенок останется один, и принимать решения о своих действиях он будет самостоятельно, используя свой Арсенал приемов Личной Безопасности Ребенка.
Личная безопасность ребенка – 048 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Арсенал приемов ЛБР (Личной Безопасности Ребенка) В книге Сунь-цзы «Искусство войны» (в переводе академика Н. И. Конрада) (Источник: https:// asagao.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0218/218623.q6tphimoyt.pdf) в главе 8 («Девять изменений») можно прочитать следующее: «6. Правило ведения войны заключается в то...
Личная безопасность ребенка – 048 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка Арсенал приемов ЛБР (Личной Безопасности Ребенка) В книге Сунь-цзы «Искусство войны» (в переводе академика Н. И. Конрада) (Источник: https:// asagao.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0218/218623.q6tphimoyt.pdf) в главе 8 («Девять изменений») можно прочитать следующее: «6. Правило ведения войны заключается в то...
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
#личнаябезопасностьребенка
5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей
правилам безопасного поведения
РулевМ.А., автор курса «Личная безопасность ребенка»,учительвысшей квалификационной категории, к.п.н.,МАОУГимназия № 205 «Театр» г. Екатеринбурга
Говоря о выполнении ребенком правил безопасного поведения, мы имеем в виду именно сознательное следование алгоритмам, обеспечивающим оптимальную безопасность ребенка.
Это означает, что ребенок не сидит дома в четырех стенах, самостоятельно ходит в школу, посещает спортивную секцию или художественную студию, гуляет на улице с товарищами.
Рассмотрим возраст 7-11 лет, хотя, конечно же, рассуждения могут быть актуальны для дошкольников и подростков.
Отметим в этой статье 5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей конкретно правилам безопасного поведения при угрозе пожара и при общении с незнакомыми людьми, а также дадим рекомендации по их исправлению.
Вот они:
1. Запугивание
2. Избыточные запреты
3. Постоянное недоверие
4. Нежелание обучать ребенка
5. Низкий уровень подготовки самих родителей
Рассмотрим их подробнее (с вариантами нежелательного поведения) и дадим рекомендации, как их можно избежать.
Ошибка 1. Запугивание
При этом ребенок помнит лишь тот ужас, который произойдет после нарушения правила вместо алгоритма действий, который позволит ему избежать этих неприятностей.
Рекомендуется: «Если ты зажжешьогонь, можешь обжечься. Давай посмотрим, как не обжечься, и что нам делать, если мы обожглись».
1.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если ты уйдёшь снезнакомцем, …» (напишите ужасы).
Рекомендуется: «Если к тебеподойдёт незнакомый человек (мужчина или женщина, дедушка или бабушка, мальчик или девочка), то ты отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи: «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».
Ошибка 2. Избыточные запреты
Ограничение свободы передвижения ребенка вместо объяснения алгоритмов правильного поведения и требований их выполнения.
2.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебя кбабушке - ты там ей весь дом сожжёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешьпоехать к бабушке. Давай вместе подумаем, как помочь ей не допустить пожара в её деревенском доме».
2.1. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебяна день рождения к товарищу, и всё!»
Рекомендуется: «Ты хочешь пойтина день рождения к товарищу. Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы праздник прошёл замечательно, с соблюдением правил безопасного поведения».
Ошибка 3. Постоянное недоверие
Неверие в возможность ребенка обеспечить собственную безопасность: прогнозирование и моделирование неверного поведения ребенка.
3.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Я запрещаю теберазводить в нашем походе костёр. Ты весь лес спалишь. Пусть только папа его разводит».
Рекомендуется: «Ты в походе, иэто здорово. Давай вместе с папой разведём костёр так, чтобы лес не пострадал; тогда на второй стоянке я разрешу тебе развести его самостоятельно, а мы с папой посмотрим».
3.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Не отпущу тебягулять одного. Тебе ещё рано. Ты сразу с первым встречным незнакомцем уйдёшь».
Рекомендуется: «Ты хочешь гулятьодин. Давай подумаем, что можно сделать, чтобы твои прогулки были безопасными для тебя, и чтобы мы за тебя не волновались».
Примечание: бывает, что родители всё же не отпускают ребёнка гулять одного из-за сложной криминогенной обстановки в районе их дома.
Ошибка 4. Нежелание обучать ребенка
Низкий приоритет организации специальных занятий с ребенком по отработке правил безопасного поведения (мне некогда!).
4.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Мне некогдаучить тебя пользоваться огнетушителем. Отстань от меня! Вот дядя Коля приедет через полгода и всё тебе расскажет».
Рекомендуется: «Ты молодец, чтозахотел научиться пользоваться огнетушителем. Через полгода приедет дядя Коля и расскажет тебе всё подробно, а пока давай вместе прочитаем инструкцию и попросим папу на выходных показать нам, как огнетушитель работает. Он и тебе даст попробовать».
4.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Сиди дома! Неотпущу гулять одного! Некогда мне с тобой заниматься!»
Рекомендуется: «Это хорошо, чтоты хочешь гулять во дворе один, без меня. Наши правила семейной безопасности говорят, что надо научиться обеспечивать свою безопасность. Я прямо сегодня не могу с тобой позаниматься. А вот через два дня мы с тобой обсудим все вопросы и будем готовиться к тому, чтобы ты гулял один, соблюдая правила безопасного поведения».
Ошибка 5. Низкий уровень подготовки самих родителей
Отсутствие у родителей стремления повышать собственную квалификацию в области безопасности и обучать затем ребенка.
5.1. Пожарная безопасность
Нежелательно: «Ты меняспрашиваешь, сынок, что делать, если на сковородке загорелось масло? Думаю, надо, как обычно, залить огонь водой».
Рекомендуется: «Что-то я неуверена в своих знаниях о тушении горящего масла на сковородке. Давай вместе посмотрим в Интернете на сайте МЧС Свердловской области или в журнале «Наша Защита» ТЦМ Свердловской области, что делать в этом случае».
5.2. Личная безопасность
Нежелательно: «Если тебянезнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, скажи ему, что ты не навигатор, и пусть он не позорится, спрашивая дорогу у детей».
Рекомендуется: «Если тебянезнакомец спросит тебя, как пройти на какую-нибудь улицу, то, действуй, как обычно - отойди от него на безопасное расстояние (2-3 метра), скажи «Извините» и быстро иди в безопасное место. Как можно быстрее расскажи об этой встрече родителям или знакомым взрослым».
Это лишь пять ошибок, часто встречающихся в обучении детей правилам безопасного поведения. Зная их, родители могут улучшить качество своих занятий с детьми, понимая, что хорошо подготовленный ребенок сможет во многом сам обеспечивать собственную личную безопасность.
У него будет постепенно формироваться культура безопасного поведения, что позволит ему уверенно вести себя в самых разных потенциально небезопасных ситуациях.
Личная безопасность ребенка – 049 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей правилам безопасного поведения...
Личная безопасность ребенка – 049 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка #личнаябезопасностьребенка
5 типичных ошибок, допускаемых родителями при обучении детей правилам безопасного поведения...
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Этот выпуск – юбилейный, пятидесятый. Поэтому он будет кратким. Выскажу одну из самых важных идей (см. выпуск № 25) в системе личной безопасности ребенка.
Вот эта идея:
Держи дистанцию!
Если ребенок будет находиться от незнакомца на расстоянии 2-3 метра, гораздо больше станет шансов на то, что он:
а) не возьмёт конфету, апельсин, машинку, телефон (не дотянется);
б) не будет поддерживать разговор (большая дистанция меньше располагает к доверительной беседе);
в) не будет сразу схвачен (незнакомцу труднее будет дотянуться);
г) …и т. д., и т. п.
Думаю, большинство родителей хотели бы, чтобы их дети научились дистанцироваться от незнакомцев.
Личная безопасность ребенка – 050 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Этот выпуск – юбилейный, пятидесятый. Поэтому он будет кратким. Выскажу одну из самых важных идей (см. выпуск № 25)...
Личная безопасность ребенка – 050 Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Этот выпуск – юбилейный, пятидесятый. Поэтому он будет кратким. Выскажу одну из самых важных идей (см. выпуск № 25)...